Как следует из данных таблицы, рост прибыли от реализации на 8467 тыс. руб. или 63,1% вызван увеличением выручки от продажи товаров на 31446 тыс. или 44,5%. Однако примерно в тех же пропорциях (40,3; 15,2; 19%) увеличились все виды расходов. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат на производство и реализацию продукции является основным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 22 979 тыс. руб. (22 857 + 49 + 73).
Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль. Она представляет собой разницу между выручкой (нетто) от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров,
Валовая прибыль формируется под влиянием следующих факторов:
1) объема реализации;
2) себестоимости реализованных изделий;
3) продажных цен на реализованную продукцию;
4) сдвигов в структуре ассортимента с позиций различий в уровне рентабельности отдельных видов изделий.
Пофакторый анализ валовой прибыли осуществляется по данным Отчета о прибылях и убытках за текущий и базисный периоды (квартал, год). При сравнении с планом используются данные финансового плана (бюджета) и расчетов к нему. Данные для расчета влияния отдельных факторов на изменение валовой прибыли представим в виде таблицы 4.
Таблица 4. Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли (тыс. руб.)
Наименование показателей
2004 год
2005 год
Отклонение 2005 года от 2004 года
в базисных ценах и затратах
в фактических продажных ценах
1. Выручка (нетто) от продажи товаров
(В0)
70 626
(Вх)
79 101
(В1)
102 072
+31 446
2. Себестоимость проданных товаров
(С0)
56 579
(Сх)
62 237
(С1)
79 436
-22 857
3. Валовая прибыль
(ВП0)
14 047
(ВПх)
16 864
(ВП1)
22 636
+8589
На основе показателей данной таблицы проведем факторный анализ валовой прибыли предприятия, для анализа будем использовать формулы приведенные в первой главе дипломной работы.
На основе формулы 2 рассчитаем индекс изменения выручки от продажи товаров.
Ив = 79101 / 70626 = 1,12
Далее произведем расчет воздействия фактора изменения выручки от продажи товаров, используя формулы 3 и 4:
∆ВП = 14 047 * 1,12 - 14 047 = 1686 тыс, руб.;
∆ВПв = 14 047 * (1,12 - 1,0) =1686 тыс. руб.
Увеличение выручки от продажи товаров в 2005 году по сравнению с базисным привело к росту прибыли на 1686 тыс. руб.
Используя формулы 5 и 6 проведем анализ влияния сдвигов в ассортименте на изменение прибыли.
∆ВПА = 16 864 - (14 047 * 1,12) = 16 864 - 15 833 = 1031 тыс. руб.
∆ВПА = () * 79 101 = 1031 тыс. руб.
Расчеты показывают, что в 2005 году по сравнению с 2004 годом имело место увеличение удельного веса проданной продукции с более высоким уровнем рентабельности в ее объеме, что привело к росту валовой прибыли.
На основе формулы 7 произведем расчеты влияния колебания стоимости реализованной продукции на изменение валовой прибыли.
∆ВПС = 79 436 - 62 237 = 17 199 тыс. руб.
В результате роста себестоимости валовая прибыль снизилась на эту величину.
При расчете влияния на изменение валовой прибыли продажных цен используем формулу 8:
∆ВПЦ = 102 072 - 79 101 = 22 971 тыс. руб.
Факторный анализ прибыли данного предприятия показал, что анализируемые факторы привели к росту прибыли на 100 тыс. руб.
Результаты факторного анализа целесообразно представить в виде таблицы 5.
Таблица 5. Результаты расчетов влияния факторов на изменение прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг)
Сумма изменений прибыли, тыс.руб.
Общая сумма отклонения прибыли от продаж
отчетного периода от базисного
+8467
В том числе за счет:
роста выручки от продажи товаров
+ 1686
увеличения удельного веса продукции с более
высоким уровнем рентабельности
+ 1031
роста себестоимости проданной продукции
-17 199
увеличения отпускных цен на реализованную
продукцию
+22 971
повышения коммерческих расходов
-49
роста управленческих расходов
-73
несоблюдения производственной и технологической дисциплины
+ 100
Экономическая эффективность деятельности предприятий выражается показателями рентабельности (доходности). В общем виде показатель экономической эффективности выражается формулой:
Ээ = (Экономич.эффект (прибыль) / Ресурсы или затраты) * 100 %
На практике следует различать показатели экономической и финансовой рентабельности. Экономическая рентабельность — параметр, исчисленный исходя из величины прогнозной (потенциальной) прибыли, отраженной в бизнес-плане инвестиционного или инновационного проекта (программы). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия.
Система показателей рентабельности исследуемого предприятия представлена в виде таблицы 6.
Таблица 6. Расчет показателей рентабельности
№ п/п
Показатели
Изменения (+ , -)
1
Исходные данные для расчета показателей рентабельности
1.1
Выручка от реализации товаров (без косвенных налогов), тыс. руб.
1.2
Полная себестоимость реализованных товаров, тыс. руб.
57 220
80 199
-22 979
1.3
Прибыль от реализации (стр. 1.1 - стр. 1.2), тыс. руб.
13 406
21 873
1.4
Бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), тыс. руб.
15 196
49 857
+34 651
1.5
Чистая прибыль, тыс. руб.
11 858
41 965
+30 107
1.6
Средняя стоимость основных средств, тыс. руб.
96 432
106 264
+15 832
1.7
Средняя стоимость внеоборотных активов, тыс. руб.
103 800
117 097
+13 297
1.8
Средняя стоимость оборотных активов, тыс. руб.
23 964
36 370
+12 406
1.9
Средняя стоимость материально-производственных запасов, тыс. руб.
3233
4672
+ 1439
1.10
Средняя стоимость активов (имущества), тыс. руб.
127 764
153 266
+25 502
1.11
Средняя стоимость собственного капитала, тыс. руб.
115 372
135 547
+20 175
1.12
Средняя стоимость инвестиций, тыс. руб.
117 737
137 327
+19 590
2
Расчет показателей рентабельности, %
2.1
Рентабельность реализованной продукции (Ррп)
23,3
27,3
+4,0
2.2
Рентабельность производства (Рп)
15,2
22,2
+7,0
2.3
Рентабельность активов (Рд)
11,9
32,5
+20,6
2.4
Рентабельность внеоборотных активов (Рвод)
14,6
42,6
+28,0
2.5
Рентабельность оборотных активов (Род)
63,3
137,0
+73,7
2.6
Рентабельность собственного капитала (Рск)
10,3
31,0
+20,7
2.7
Рентабельность инвестиций (Ри)
10,1
30,6
+20,5
2.8.
Рентабельность продаж
21,5
48,8
+27,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6