Рефераты. Основные направления совершенствования управления финансовыми рисками на предприятии на примере ООО "Трест "Татспецнефтехимремстрой"

По структурному признаку коммерческие риски делятся на имущественные, производственные, торговые, финансовые.

Имущественные риски – это риски, связанные с вероятностью потерь имущества гражданина-предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т. п.

Производственные риски – это риски, связанные с убытком от остановки производства вследствие воздействия различных факторов и, прежде всего, с гибелью или повреждением основных и оборотных фондов, а также риски связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т. п.

Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков:

1.      риск упущенной выгоды;

2.      риск снижения доходности;

3.      риск прямых финансовых потерь.


1.2 Методы управления финансовыми рисками на предприятии

Залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его устойчивость. Различают общую, ценовую, финансовую и т. п. грани устойчивости. Финансовая устойчивость является главным компонентом общей устойчивости предприятия. Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние его финансовых ресурсов, их перераспределения и использования, когда обеспечиваются развития предприятия на основе собственной прибыли и рост капитала при сохранении его платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня финансового риска.

Таким образом, задача финансового менеджера заключается в том, чтобы привести в соответствие различные параметры финансовой устойчивости предприятия и общий уровень риска.

Цель управления финансовым риском – снижение потерь, связанных с этим риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска.

На степень и величину риска реально воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью приемов стратегии и финансового менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмента. В основе риск-менеджмента лежит организация работы по определению и снижению степени риска.

В зависимости от объекта воздействия методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы на два вида: физическую и экономическую защиту. Физическая защита заключается в создании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т. д.

Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий.

Кроме того, общеизвестны четыре метода управления риском: упразднение, предотвращение потерь и контроль, страхование, поглощение.

1.      Упразднение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства упразднение риска обычно упраздняет и прибыль.

2.      Предотвращение потерь и контроль как метод управления финансовым риском означает определенный набор превентивных и последующих действий, которые обусловлены необходимостью предотвратить негативные последствия, уберечься от случайностей, контролировать их масштаб, если потери уже понесены или неизбежны.

3.      Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, лишь бы избежать риска, то есть он готов заплатить за снижение риска до нуля.

4.      Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительна, мала и ею модно пренебречь.

Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.

Под стратегией управления имеются в виду направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определенный выбор правил и ограничений для принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросит все остальные варианты. После достижения поставленной цели данная стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.

Кроме страхования стратегия управления любым риском включает программу предотвращения и контроля убытков. В этом участвует каждая функция финансового менеджмента: планирование, организация, руководство и контроль.

·     Рассмотрим роль планирования как функцию финансового менеджмента применительно к управлению финансовыми рисками. Одним из элементов внутрифирменного планирования – бизнес-план, в структуре которого имеется раздел «Оценка рисков». Этот раздел бизнес-плана представляет инструмент управления рисками предприятия. Важно предугадать все возможные типы рисков, с которыми может столкнуться предприниматель, обосновать источники этих рисков и все возможные моменты их возникновения. Раздел бизнес-плана «Финансовый план» представляет собой денежное выражение всех расчетов, содержащихся в предыдущих раздела бизнес-плана. Все риски, представленные в разделе «Оценка рисков», находят в финансовом плане свое денежное выражение и влияют на общую степень финансового риска.

·     Организационная функция финансового менеджмента и управление рисками. Многие крупные фирмы содержат на службе, специалистов по безопасности. Эти менеджеры планируют стратегию управления риском фирмы, заключают договоры по страхованию, направляют усилия фирмы на контроль за убытками. Их функции выходят за рамки простого страхования.

·     Контрольная функция финансового менеджмента и управление рисками. Управление предотвращением убытков во многом аналогично управлению производительностью и качеством. Концепция финансового менеджмента базируется на «недоверчивости к собственным сотрудникам» и «ограниченном доверии» к внутренней финансовой информации.

Тактика – практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Риск-менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы – объекта управления и управляющей подсистемы – субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выпускают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т. д. [5. С.199].

Субъект управления в риск-менеджменте – группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т. д.), которая по средством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации.

Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять главное решение по действиям в условиях риска.

Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т. д. в указанную информацию входят сведения о вероятности того или иного страхового случая, события, о наличии и величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов и т.п. 

Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. Назовем четыре способа снижения финансового риска:

1. распределение риска между участниками проекта;

2. самострахование;

3. страхование;

4. резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

В связи с этим финансовый менеджер должен уметь проводить элементарные расчеты сумм страховки, страхового возмещения, тяжести ущерба для фирмы, занимающейся самострахованием и прибегающей к услугам посредников.

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей на данном или аналогичном производстве, устанавливаются размеры и частота получения той или иной экономической отдачи, составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Любое управленческое решение основывается на информации, причем важное значение имеет качество этой информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче. Информация сейчас теряет актуальность очень быстро, ее следует использовать оперативно.

Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но хранить и отыскивать ее в случае необходимости. Лучшей картотекой для сбора информации является компьютер, обладающей одновременно и хорошей памятью, и возможностью быстро найти нужную информацию. Организация риск-менеджмента предполагает определение органа управления риском, которым может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления, скажем, отдел рисковых вложений капитала, который должен осуществлять следующие функции:

-проводить венчурные и портфельные инвестиции, то есть рисковые вложение в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

-разрабатывать программу рисковой инвестиционной деятельности;

-собирать, анализировать, обрабатывать и хранить информацию об окружающей обстановке;

-определить степень и стоимость рисков, стратегию и приемы управления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.