- фонд создается в форме открытого акционерного общества;
- фонд ведет исключительно инвестиционную деятельность;
- фонд привлекает средства только путем размещения обыкновенных акций по открытой подписке, при этом привлечение средств зарубежных инвесторов возможно путем размещения специализированных ценных бумаг - депозитарных расписок на акции фонда на западных фондовых биржах;
- оперативное управление активами фонда ведет выбираемая на конкурсной основе управляющая компания на основании договора о доверительном управлении, заключенном с фондом.
В качестве одной из основных задач, возлагаемых на Инвестиционный фонд РФ (формируется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.11.05 №694), определено создание и развитие элементов национальной инновационной системы, т.е. в числе принципов отбора инвестиционных проектов – соответствие отраслевым стратегиям развития, безубыточность, разделение рисков государства с частным капиталом, крупномасштабность (стоимость проекта – не менее 5 млрд. руб.). В этой связи Инвестиционный фонд может рассматриваться в качестве важного инструмента:
- увеличения капитала структур типа Фонда фондов и крупных отраслевых венчурных фондов для общего развития системы венчурного финансирования;
- поддержки отдельных, особо крупных инновационных проектов, имеющих общегосударственное значение.
Оценка необходимых дополнительных ресурсов (принимаемых бюджетных обязательств) для развития фондов поддержки исследований, разработок и инноваций проводилась в соответствии с такими принципами:
- существенное расширение масштабов применения механизмов фондового финансирования исследований и разработок (рост доли фондов в бюджетном финансировании исследований и разработок гражданского назначения);
- обеспечение значимого эффекта для экономики (масштабность прироста потенциала фондов);
- соответствие реальному потенциалу по реализации конкурентоспособных исследований и разработок, эффективных инновационных проектов (адекватность спросу экономики на фондовые механизмы поддержки исследований, разработок и инноваций);
- сбалансированность ресурсной поддержки по фазам инновационного цикла с учетом масштабов деятельности государственных и частных фондов в научно-технической и инновационной сферах;
- рациональность государственного участия в поддержке исследований, разработок и инноваций и возможности привлечения внебюджетного софинансирования (оптимальность масштабов и параметров частно-государственного партнерства).
Действующие бюджетные обязательства по финансированию фондов поддержки исследований и разработок определены на следующей основе:
- совокупный объем финансирования фондов поддержки исследований и разработок (в число которых входят РФФИ, РГНФ, ФСМП) из средств федерального бюджета составляет 8,5% от объема бюджетных расходов на исследования и разработки гражданского назначения;
- объем финансирования ФСМП из средств федерального бюджета составляет 1,5% от объема бюджетных расходов на исследования и разработки гражданского назначения;
- объем бюджетных расходов на исследования и разработки гражданского назначения соответствует минимально-допустимым абсолютным значениям, установленным на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года.
Предполагается, что в результате предлагаемых мер по развитию системы фондов по поддержке научно-технической деятельности и инноваций к 2012 году:
- Существенно возрастет роль финансирования науки через фонды (удельный все фондового финансирования достигнет примерно 14% от общего объема финансирования из средств федерального бюджета исследований и разработок гражданского назначения);
- Значительные дополнительные ресурсы будут направлены на развитие социально-значимых направлений науки, в частности медицины (на развитие медицины дополнительно будет направлено 6 млрд. руб. в период до 2012 г.);
- Будут сформированы инструменты поддержки творческих коллективов (перспективных студентов и ученых), в том числе в создании негосударственных научно-исследовательских фирм;
- Будут созданы около 5 крупных венчурных фондов (каждый с капиталом 0,5-3 млрд. рублей) для поддержки реализации инновационных проектов в высокотехнологичных отраслях/секторах экономики.
- Дополнительно к решению приоритетных научных проблем, реализации инновационных проектов будет привлечено финансирование из частных, в том числе зарубежных источников.
Заключение
Важным звеном системы внебюджетного стимулирования нововведений являются инновационные внебюджетные фонды государства и частных лиц, особенно при бюджетном дефиците и вынужденном сокращении бюджетного финансирования инновационно-инвестиционной деятельности. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных, региональных государственных органов власти и введении частных и общественных организаций, имеющих строго целевое назначение - стимулирование и финансирование научных исследований, опытно-конструкторских разработок, внедрения, распространения и освоения нововведений. К инновационным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.
Инновационные фонды - один из методов перераспределения национального дохода в пользу осуществления внебюджетного финансирования инноваций и инвестиций, связанных с ними. Инновационные внебюджетные фонды решают две основные важные задачи: обеспечение дополнительными, помимо бюджетных, средствами приоритетных направлений инновационно-инвестиционной деятельности и расширение инжиниринговых, информационно-консалтинговых услуг в отношении НТП, управления и финансирования, бизнес-планирования инноваций и инвестиций среди предпринимателей, особенно среди ученых и инженеров. Эти средства, обобществленные инновационными фондами, используются для процесса расширенного воспроизводства на новой научно-технической базе, т.е. пополнения кругооборота капитала в целях увеличения прибыли государственного и частного сектора за счет инновационной деятельности, а часть на благотворительные цели поддержки научных исследований как источника нововведений, не преследующие присвоение прибыли и обеспечение коммерческой деятельности.
В современных условиях государство, частный бизнес и общество в целом заинтересованы в расширении количества и объемов инновационных и инвестиционных внебюджетных фондов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти. Часть фондов, особенно связанных с государственной тайной в отношении военных НИОКР и конверсии ВПК, не рассматривается и не утверждается парламентом. Во-вторых, у государства и частного бизнеса появляются дополнительные возможности для инновационной деятельности и финансовой поддержки инновационного предпринимательства в целях увеличения предпринимательской прибыли и обеспечения стабильности за счет нововведений, особенно в условиях депрессивной экономики. В-третьих, фонды позволяют сглаживать кризисное состояние с бюджетным финансированием инноваций и инвестиций, отвлекать часть определенных инвестиционных расходов на нововведения из бюджета, сокращать его дефицитность. При этом очень важно, чтобы активное сальдо инновационных фондов не использовалась для покрытия дефицита текущего бюджета через кредитные операции.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что, несмотря на проблемы госбюджетного финансирования, к настоящему времени формируется взаимосвязанная структура внебюджетного финансирования и стимулирования научных исследований и инноваций в виде соответствующих фондов. Она способствует сохранению и выживанию науки, активизации инновационных процессов. Действует целый ряд совместных инициатив среди новых форм поддержки науки. Вместе с тем большинство новых внебюджетных форм финансирования науки и инноваций по-прежнему базируется на государственных средствах и поэтому всецело зависит от складывающейся экономической и политической ситуации, приоритетов расходования средств государственного бюджета.
Список используемой литературы
1. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 272 с.;
2. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник - М.: ИНФРА-М 2003. – 600 с.
3. Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического роста //Вопросы экономики. 2007 №1. с. 4-12
4. Грузинов В.Г. Экономика предприятия: Учебное пособие – М.: ЮНИТИ, 2004. - 165с.
5. Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 2001. №7. с.59-71
6. Кабалина В Кларк С Инновации на промышленных предприятиях// Вопросы экономики 2001. №7. с.18-33
7. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник. - М.: Владос, 2000. - 639с.
8. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
9. Мау В. Экономико-политические итоги 2008 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2009. №1. с.4-22.
10. Овсяникова И. Наука и инновации в период рыночных реформ. Экономика. Право. Менеджмент. – Иркутск; ИГЭА, 2002, №5
11. Сергеев И.В. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2005 – 156 с.
12. Стратегия социально-экономического развития России – инновационный путь // Российский экономический журнал. 2006 №4 с.27-36
Приложение 1
Финансирование НИОКР при помощи внебюджетных фондов
Показатель, тыс. руб.
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
Общий объем расходов из федерального бюджета по функционированию и развитию системы фондов
3434954
4760903
6075742
11711000
16510000
22761000
28772300
29655900
34785500
действующие обязательства
7565000
9350000
11602500
14458500
17280500
20272500
принимаемые обязательства
-
4146000
7160000
11158500
14313800
12375400
14513000
1. Фонды поддержки фундаментальных исследований
2795577
3920715
5000242
7620000
10350000
14285000
18659500
22513500
26557500
6230000
7700000
9555000
11907000
14231000
16695000
1390000
2650000
4730000
6752500
8282500
9862500
1.1. РФФИ и РГНФ
7120000
12285000
16159500
19313500
22657500
1.2. Фонд медицины и здоровья
500000
1000000
2000000
2500000
3200000
3900000
2. Фонды поддержки прикладных исследований
400000
850000
1200000
1350000
1450000
1550000
2.1. Фонд содействия изобретательству и научно-техническому творчеству (программа по поддержке изобретателей)
100000
150000
300000
450000
2.2. Фонд содействия изобретательству и научно-техническому творчеству (программа по поддержке институциональных проектов в научно-технической сфере)
700000
900000
950000
1050000
3. Фонды поддержки инноваций
639377
840188
1075500
3691000
5310000
7276000
8762800
5692400
6678000
1335000
1650000
2047500
2551500
3049500
3577500
2356000
3660000
5228500
6211300
2642900
3100500
3.1. ФСМП
1691000
2310000
3276000
4762800
3.2. Фонд фондов
3000000
4000000
Дополнительный объем бюджетных расходов по развитию фондов поддержки исследований и разработок, тыс. рублей
2146000
4160000
7158500
10313800
Отношение дополнительного объема бюджетных расходов по развитию фондов поддержки исследований и разработок к минимально-допустимому уровню расходов из федерального бюджету на исследования и разработки гражданского назначения
0,00%
2,41%
3,78%
5,24%
6,06%
6,09%
Удельный вес фондов в общем объеме финансирования из средств федерального бюджета научных исследования и экспериментальных разработок гражданского назначения (с учетом принимаемых обязательств)
7,43%
8,47%
10,65%
11,83%
13,06%
13,73%
13,75%
СПРАВОЧНО: минимальный объем расходов из федерального бюджета на исследования и разработки гражданского назначения, млрд. рублей
46,2
56,2
71,7
89
110
136,5
170,1
203,3
238,5
Объем расходов из федерального бюджета на исследования и разработки гражданского назначения с учетом принимаемых обязательств по развитию фондов поддержки исследований и разработок, млрд. рублей
91,1
114,2
143,7
180,4
215,7
253,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8