Внебюджетный фонд формируется за счет отчислений предприятий и средств, поступивших от реализации научно технической продукции. Минземстрой РФ 25% перечисленных средств направляет в Российский фонд технологического развития при Миннауке России. Объединения строительного комплекса принимают участие в формировании и использовании внебюджетного фонда Минземстроя РФ на основе соответствующих соглашений. Средства фонда используются целевым назначением на финансирование общеотраслевых и отраслевых целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие научно-технического прогресса в отрасли, включая следующие основные направления:
- формирование научно-технической политики;
- разработка прогнозов научно-технического развития в архитектуре, градостроительстве и строительстве;
- научно-техническое обеспечение модернизации материально-технической базы строительства;
- совершенствование методов производства строительных материалов, деталей, конструкций, строительно-монтажных работ;
- материально-техническое обеспечение проведения исследований;
- научное обеспечение решения проблем безопасности, подготовки научных кадров;
- участие в международных научно-технических программах сотрудничества и др.
2. Фонд поддержки малого предпринимательства. Это некоммерческая организация, создаваемая с целью финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основные направления деятельности фонда поддержки малого предпринимательства:
- развитие конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, создания новых рабочих мест;
- участие в формировании инфраструктуры рынка;
- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
- содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства создается Правительством РФ и осуществляет финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого бизнеса. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Он выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым РФ на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов. Государственными и муниципальными, в т.ч. специализированными, фондами поддержки малого бизнеса являются учрежденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления фонды, в уставном капитале которых участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет не менее 50%.
Доходы от деятельности федерального, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении и не подлежат налогообложению. Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.
Отраслевые внебюджетные фонды являются важным институтом в социально-экономическом развитии общества. Они стимулируют устойчивое развитие отраслей экономики и науки.
2.2. Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Задачи изменения сложившейся структуры российской экономики в пользу высокотехнологических секторов и экономики знаний, а также обеспечение динамичного развития этих сегментов требуют не только создания действенной инновационной системы, но и существенного повышения эффективности в области как фундаментальных, так и прикладных исследований. Активное использование системы различных конкурсов позволит обеспечить доступ к финансированию наиболее квалифицированным и творческим исследователям, изобретателям и исследовательским коллективам, малым инновационным фирмам. Можно утверждать, что конкурсность и состязательность при получении финансирования при обеспечении контроля за уровнем, результативностью и качеством работ является единственным способом изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. В качестве специальных институтов для реализации механизма конкурсного финансирования, позволяющего, в том числе, обеспечивать контроль за уровнем, результативностью и качеством работ является наиболее успешной, и зарекомендовали себя такие институты как разнообразные фонды.
Как показывает и зарубежный и российский опыт, наиболее эффективным является механизм конкурсного финансирования научных и инновационных проектов через систему фондов, нацеленных на поддержку исследований и разработок. При этом механизм финансирования через фонды в равной степени пригоден как для поддержки научных исследований фундаментального и поискового характера, так и поддержки инновационной активности на финальных стадиях – коммерциализация результатов и поддержка инновационного бизнеса. Таким образом, к основным преимуществам механизма финансирования научно-технической и инновационной деятельности через фонды относятся:
- возможность обеспечить квалифицированную и прозрачную техническую, экономическую и юридическую экспертизу как на стадии отбора заявок на финансирование, так при оценке хода работ и полученных результатов, что, в частности, обеспечивается законодательно установленной независимостью органа, принимающего решения об инвестировании и дивестировании и оперативной деятельности фонда, от учредителей и/или спонсоров;
- возможность для индивидуальных заявителей и творческих коллективов получить финансирование для инициативных проектов, которые могут не найти поддержки в рамках других установленных государством механизмов, таких как сметное финансирование организаций, программно-целевые методы финансирования и т.п.;
- возможность реально реализовать принципы государственно-частного партнерства в сфере поддержки науки и инноваций, поскольку в рамках фонда легче аккумулировать средства различных источников, включая средства бюджетов разных уровней, частные инвестиции, пожертвования и гранты, взносы в натуральной и другой неденежной форме и т.д.
В России механизм поддержки исследователей и инновационных фирм через фонды существует достаточно давно: Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития созданы с апреля 1992, Российский гуманитарный научный фонд – в сентябре 1994 г., Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - в феврале 1994 г. Вместе с тем, данные фонды не привлекли частный капитал и в результате масштабы их деятельности в России существенно ниже, чем в других странах. Так, доля грантового финансирования в поддержке науки в России составляет сейчас около 8%, а в США – 25-30%. В странах Европейского союза эта доля составляет около 10%, но планируется ее значительное увеличение – до примерно 20%.
То, что, практически все действующие в России фонды, направленные на поддержку науки и инноваций - государственные, не позволяет использовать потенциал частного капитала для расширения масштабов их деятельности. Крайне малые средства, выделяемые на методы поддержки инновационной деятельности через фонды, в том числе на поддержку малых инновационных фирм, привели к тому, что влияние фондов на процессы создания негосударственных фирм, занимающихся исследованиями и разработками, новых инновационных организаций, весьма ограничено, а, кроме того, в России все еще слабо развиты инструменты и фонды венчурного инновационного финансирования.
Очевидно, что для повышения эффективности государственной инновационной политики необходима «достройка» российской инновационной системы за счет развития и модификации существующих и создания новых фондов в научной и инновационной сфере. Безусловно, финансирование через фонды не является универсальным инструментом и не в состоянии решить все задачи государства и общества в сфере развития науки и инноваций. Развитие фондов должно идти не в ущерб существующим формам и другим инструментам реализации государственной научно-технической и инновационной политики, а дополнять их за счет приоритетного распределения на эти цели дополнительных средств, выделяемых государством на поддержку науки и инновационной деятельности. Вместе с тем, расширяющаяся система фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности должна стать и одним из основных механизмов финансовой селекции при реструктуризации государственного сектора науки.
Основные направления развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций определены в соответствии со следующими принципами:
- преемственность и последовательность, создание условий эффективного использования потенциала существующих фондов, сочетание с мерами по формированию новых фондов;
- сбалансированность, обеспечение развития поддержки по всем фазам инновационного цикла и рациональность распределения ресурсов;
- проблемная ориентированность, выделение в рамках каждого из направлений наиболее важных для его реализации мер с учетом соответствующей специфики;
- опора на частно-государственное партнерство, создание условий для привлечения частного капитала, для развития спонсорских и благотворительных форм поддержки, для участия бизнеса в принятии решений;
- координация и согласованность, учет усилий и инициатив различных министерств и ведомств по развитию фондов поддержки науки и инновационной деятельности, обеспечение механизмов координации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8