Рефераты. Оценка и реализация инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере деятельности предприятий ЖКХ Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа)

Особое внимание следует также обратить на то, что сложившиеся в настоящее время отношения между участниками инвестиционного процесса в жилищном строительстве требуют совершенствования нормативной базы, регламентирующей процесс с момента выдачи разрешения на строительство до полной готовности объекта, в том числе принятия мер, побуждающих застройщиков своевременно предъявлять завершенные объекты к сдаче в эксплуатацию и исключающих возможность осуществлять строительство без наличия разрешения на него.

Глава 2. Особенности финансово-хозяйственной деятельности и оценки инвестиционных проектов, реализуемых предприятиями ЖКХ

 

2.1 Характеристика услуг предприятий ЖКХ


Жилище выполняет многообразные функции и обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека. Посредством использования жилища реализуются биофизические, хозяйственные и духовные потребности семьи и личности,

Улучшение жилищных условий является главным фактором повышения благосостояния населения и может быть обеспечено путем повышения:

— обеспеченности жилыми помещениями (размер площади, приходящейся на 1 человека);

— комфортабельности жилья (изолированность, планировка, высота помещения, освещенность);

— уровня благоустройства (наличие качественных коммунальных услуг);

— санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, уборка бытового мусора) и др.

Урбанизация, т. е. развитие городских поселений, увеличение численности жителей в больших городах, распространение городского уклада жизни — нормальный исторический и экономический процесс, который, прежде всего, отражается на жилищных условиях. Рост городов, особенно крупных, сопровождается усиленной эксплуатацией жилого фонда, вредными воздействиями на окружающую среду, вплоть до нарушения экологического баланса, увеличением времени на перемещение в пределах города до места работы, торговых, государственных учреждений, растущей «транспортной усталостью», психологическими перегрузками, интенсивностью информационного обмена и др. последствиями. Поэтому решение жилищных вопросов в пределах городов является более острой проблемой, чем в сельской местности, а ее преломление в специфических условиях каждого конкретного города требует от муниципальных органов управления принятия сложных организационно-экономических решений.

В настоящее время большинство городского населения обеспечено жильем в форме сданного внаем, построенного и принадлежащего государству жилья. Осуществляя в широких масштабах жилищное строительство в течение всех послевоенных лет, государство все же не смогло решить проблемы обеспечения жильем, даже в минимально гарантированных размерах.

Поэтому с переходом к рыночным отношениям активно развиваются альтернативные формы обеспечения населения жильем, в том числе приобретение и строительство собственного жилья.

Доминирующая роль государственной собственности в жилищном фонде сохраняется. В городских поселениях ее доля составляет около 80%, а в крупных городах — даже до 90% всего жилищного фонда. До недавнего времени более половины государственного фонда жилья находилось в ведении предприятий, а остальная часть — в ведении местных Советов народных депутатов. В ряде городов практически все жилье было ведомственным. Индивидуальное жилье концентрировалось в сельской местности или мелких городах. В городах с населением более 100 тыс. человек на протяжении многих лет существовал запрет на индивидуальное жилищное строительство. Незначительную долю (до 5%) составляла и собственность жилищно-строительных кооперативов. Их развитие поддерживалось только в некоторых крупных городах.[10]

Таким образом, структура жилищного фонда на момент реформ не была оптимальной, а господство государственной собственности, ограничительная политика в области строительства и распределения жилья, отсутствие стимулов к сохранению и поддержанию в нормальном состоянии жилых помещений усугубили сложившееся положение.

Активная передача государственного жилищного фонда, находившегося в ведении местных Советов вместе с соответствующими объектами инженерной инфраструктуры, жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями, а затем и ведомственного жилья в муниципальную собственность экономически была плохо подготовлена, однако она создала предпосылки для более эффективного управления данной сферой на местном уровне.

Реформирование жилищной сферы предусматривает институциональные преобразования, способствующие снижению затрат и повышению качества предоставления услуг, а также изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг с постепенным достижением 100%-ного уровня покрытия затрат за счет населения.

Предполагается упростить структуру управления ЖКХ, сократить количество звеньев и разделить функции заказчика и подрядчика. Ключевым звеном в данной структуре должна стать служба заказчика, создаваемая в форме муниципального учреждения или предприятия с договорными и контролирующими функциями, в том числе по оплате жилья и услуг.

В основу реформирования положен принцип постепенности осуществления преобразований (прежде всего по оплате жилья и коммунальных услуг) и максимального учета региональных особенностей.

Это привело к тому, что в итоге первых шагов реформы для городов России стала характерна глубокая дифференциация по темпам, направлениям и масштабности жилищных преобразований. Причем не всегда объективные условия имели решающее значение. В большинстве случаев насущные проблемы и интересы местных властей были на первом месте. Это проявилось в процессе передачи ведомственного жилья муниципалитетам. Установленные нормативные сроки передачи социальных активов нарушались практически повсеместно. Тормозят этот процесс в основном крупные города. Есть случаи, когда местные власти вообще игнорируют проведение жилищной реформы или стараются замедлить этот процесс.[11]

Содержание системы жилищно-коммунального хозяйства в его нынешнем виде непосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг ни для бюджетной системы. До 50% бюджета некоторых городов расходуется на теплоснабжение в т.ч. жилищного фонда. Тепловые сети в России самые дорогие в мире.

По оценкам специалистов на отопление и горячее водоснабжение зданий массовой застройки у нас расходуется вдвое больше энергоресурсов чем в развитых странах мира со сходными климатическими условиями.

Существенное улучшение экономических и экологических характеристик производства теплоэнергии можно достигнуть с помощью теплонаносных установок (ТНУ) поднимающих низкотемпературную возобновляемую природную энергию и вторичную низкопотенциальную теплоту до более высоких температур пригодных для теплоснабжения. Кроме того, применение ТНУ позволяет приблизить тепловые мощности к местам потребления минимизировать протяженность тепловых сетей рассредоточить выбросы в регионе и получать в системах отопления 3 - 8 кВт эквивалентной тепловой энергии в зависимости, от температуры низкопотенциальных источников затрачивая при этом 1 кВт электрической энергии.

Согласно решениям Мирового энергетического комитета 70% теплоснабжения (промышленного и коммунального) в мире к 2020 г будет осуществляться с помощью тепловых насосов ТНУ, широко применяются в США Германии Великобритании и Скандинавских странах Они довольно интенсивно вытесняют традиционные способы теплоснабжения.

Россия значительно отстает в этой области. Практическое использование ТНУ на данный момент находится на начальном этапе

Отдел энергосберегающих технологий и природоохранного оборудования МНИИЭКО ТЭК проблемой использования вторичных энергоресурсов занимается с 1986 г.

В 1988 г впервые в СССР была разработана и внедрена технология утилизации тепла оборотной воды компрессоров на шахте Ключевская ПО «Кизелуголь» (Пермская область) с применением тепловых насосов для отопления промплощадки шахты.

В 1994 г был выполнен рабочий проект технологического комплекса утилизации низкопотенциального тепла шахтной воды для шахты «Зенковская» АО УК Прокопьевск уголь. С помощью данной тепло насосной установки мощностью 2 4 МВт предполагалось покрывать круглогодичную нагрузку системы горячего водоснабжения и базовую нагрузку отопления.

В 1995 г был выполнен рабочий проект, предусматривавший применение тепловых насосов для шахты «Степановская» АО Ростовуголь по утилизации низкопотенциальной теплоты с целью улучшения температурного режима очистки хозяйственно бытовых стоков.

В 2001 г на шахте Осинниковская ОАО УК Кузнецкуголь в Кемеровской области впервые в России была испытана опытно промышленная установка по утилизации низко потенциального тепла шахтных вод, которая полностью покрывает потребности горячего водоснабжения шахты и позволяет отключить шахтную котельную в летнее время.

В последние годы выполнен большой объем научно исследовательских и опытно конструкторских работ по созданию эффективных технологии получено около 10 патентов.

Реформа, проводимая в большой энергетике, непрерывный рост тарифов, непредсказуемость обеспечения предприятий энергоресурсами вынуждают смотреть на возможности малой энергетики внедрение технологии возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов в другом ракурсе.

Значительным тепловым потенциалом располагают хозяйственно бытовые стоки коммунального хозяйства. Используя их можно значительно снизить себестоимость тепловой энергии. Например, за счет температуры сбрасываемой горячей воды в квартирах теплоты вытяжного воздуха систем вентиляции кондиционирования, потребление тепла в жилом секторе можно снизить до 30-40%.

Здания канализационных насосных станции (КНС) городов России многие, из которых расположены на значительном удалении от населенных и тепловых пунктов отапливаются либо централизованно, либо за счет электричества. Электрическое отопление крайне непривлекательно с экономической течки зрения Централизованное дешевле но требует больших затрат на прокладку ремонт и обслуживание теплотрасс большой протяженности Новые технологии разработанные с применением тепловых насосов дают возможность утилизировать низкопотенциальное тепло стоков и использовать его для отопления и горячего водоснабжения зданий КНС. Как показывают рас четы коэффициент преобразования теплового насоса при темпера туре стоков 18 22 °С составляет 5-6 т е на 1 кВт ч затрачиваемой электрической энергии приходится 5 6 кВт ч полезной утилизирован ной тепловой энергии. При сложившихся на рынке ценах на тепловую и электрическую энергию стоимость тепла выработанного тепловым насосом в указанных пределах коэффициента трансформации будет в 2 6 раза ниже стоимости централи зеванного и в 5-6 раз ниже стоимости электрического отопления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.