Прибыль от реализации единицы продукции снизилась по всем видам продукции, несмотря на увеличение цены. Отрицательное влияние на прибыль оказал опережающий рост себестоимости продукции по сравнению с ростом цен на готовую продукцию. На размер средней прибыли с единицы продукции так же, как и на средний уровень цен и себестоимости, оказывают влияние структурные сдвиги.
Так, на увеличение среднего уровня цен, кроме цен на каждый вид продукции, влияет изменение соотношения объема реализации отдельных наименований продукции. Аналогично на рост себестоимости единицы продукции в целом по предприятию влияет изменение себестоимости по каждому виду продукции, а также изменение удельного веса реализации каждого наименования.
Поэтому при расчете влияния цен и себестоимости на изменение средней прибыльности одного изделия необходимо элиминировать влияние структурных сдвигов на изменение прибыли, цен и себестоимости. Данные для расчета представлены в таблице 6.
Данные для расчета влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цены, себестоимости и прибыли.
Вид продукции
Удельный вес продукции , %
, руб.
2006
2007
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
А
31,6
30,5
-1,1
1500
600
980
620
520
-20
Б
46,8
49,2
+2,4
1100
400
750
550
350
-150
В
21,6
20,3
-1,3
900
300
450
-100
Итого
100
0
1184
447
758
542
426
-95
Изменение среднего уровня цен, себестоимости и прибыли под влиянием структурных сдвигов рассчитывается по формулам:
;
или
руб.;
Элиминирование влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цен и себестоимости позволяет определить влияние изменения цен и себестоимости по каждому изделию на изменение прибыли. Расчет проводится также способом абсолютных разниц.
По данным таблицы 6 результаты составят:
руб.
Изменение прибыли на единицу продукции равно алгебраической сумме влияния среднего уровня цен и себестоимости, скорректированных на фактическую структуру реализации:
Таким образом, на изменение прибыли на единицу продукции оказали влияние следующие факторы:
- структурные сдвиги в реализации: - 3,17руб.;
- уровень цен по видам продукции: +440,7 руб.;
- себестоимость единицы продукции по видам изделий: -540,9 руб.
Итого: -103,37 руб.
Снижение прибыли с единицы реализованной продукции обусловлено в первую очередь ростом себестоимости выпускаемой продукции, а также снижением удельного веса в реализации наиболее рентабельной продукции – изделия А и В, увеличением удельного веса изделия Б, имеющего наиболее низкий уровень рентабельности.
Полученные результаты аналитических расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости продукции.
На общую сумму прибыли, кроме рассмотренных факторов, оказывает влияние количество реализованной продукции. Влияние количества реализованной продукции рассчитывается как произведение отклонения данного фактора на базисное значение прибыли от единицы продукции.
Совокупное влияние факторов на прибыль.
Фактор
Размер влияния, тыс. руб.
Расчет
Количество реализованной продукции, Q
-852
(5900-7900)*426
Структура реализованной продукции
-18,7
-3,17*5900
Средний уровень цен
+2600,1
440,7*5900
Себестоимость
-3191,3
-540,9*5900
-1461,9
Снижение физического объема реализации оказывает отрицательное влияние на величину прибыли в размере 852 тыс. руб., однако в результате увеличения средней цены реализации совокупное влияние объема реализованной продукции положительно и составляет 1748,1 тыс. руб. (2600,1-852). Такое соотношение влияния физического объема и среднего уровня цен на прибыль характерно для рынков с высоким уровнем концентрации или монополизации.
Анализ прибыли на основе маржинального дохода:
, где
md – удельный маржинальный доход
Таблица 8
Данные для факторного анализа прибыли от реализации.
Показатель
Условное обозначение
2006 год
2007 год
Отклонение
Темп изменения,%
Выручка от реализации,т.р.
N
532500
562119
29619
105,56
Переменные издержки, тыс. руб.
341224
370738
29514
108,65
Переменные издержки на 1 руб. выручки от реализации
0,6408
0,6595
0,0187
102,92
Маржинальный доход,тыс. руб.
МД
191276
191381
105
100,05
Маржинальный доход на 1 руб. выручки
md
0,3592
0,3405
-0,0187
94,79
Постоянные издержки, тыс. руб.
160766
187059
26293
116,35
Прибыль от реализации, тыс. руб.
П
30510
4322
-26118
14,17
Рентабельность продаж, %
5,72++96
0,7689
-4,9607
13,42
Изменение прибыли под влиянием выручки составит:
тыс. руб.
В результате увеличения выручки на 29619 тыс. руб., прибыль должна была увеличиться на 10663 тыс. руб. Изменение прибыли в результате увеличения удельных переменных затрат:
В результате увеличения удельных переменных затрат на 0,0187 тыс. руб. прибыль должна уменьшится на 10488 тыс. руб.
Влияние постоянных издержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянных издержек, но с обратным знаком, т.е.:
,
В результате увеличения постоянных издержек прибыль уменьшится на 26293 тыс. руб.
Общее отклонение составит: 10663-10488-26293=-26118 тыс. руб.
Снижение прибыли организации в отчетном году по сравнению с базисным на 26118 тыс. руб. было обусловлено разнонаправленным влиянием следующих факторов: увеличение выручки организации на 29619 тыс. руб. должно было обеспечить увеличение прибыли на 10663 тыс. руб. Однако положительное влияние этого фактора было перекрыто отрицательным влиянием роста переменных и постоянных затрат организации, что привело к снижению прибыли на 10448 тыс. руб. и на 26293 тыс. соответственно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5