Рефераты. Оценка финансовой устойчивости предприятия на примере УОП Нефтехим

-Обеспечение платежеспособности. Такое условие отсутствует, когда предприятие не в состоянии оплачивать счета, выполнять обязательства и, возможно, находится в преддверии банкротства. Предприятие, не имеющее достаточного уровня оборотного капитала, может столкнуться с риском неплатежеспособности.

- Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов. Известно, что различные уровни оборотных активов по-разному воздействуют на прибыль. Например, высокий уровень производственно-материальных запасов потребует соответственно значительных текущих расходов, в то время как широкий ассортимент готовой продукции в дальнейшем может способствовать повышению объемов реализации и увеличению доходов. Каждое решение, связанности и производственных запасов, должно быть рассмотрено как с позиции оптимальной величины данного вида активов, так и с позиции оптимальной величины структуры оборотных средств в целом.

Поиск путей достижения компромисса между прибылью, риском потери ликвидности и состоянием оборотных средств и источников их покрытия предполагает знакомство с различными видами риска [17, с.516].

В теории финансового менеджмента разработаны различные варианты воздействия на уровни рисков. Основными из них являются следующие:

-Минимизация текущей кредиторской задолженности. Этот подход сокращает возможность потери ликвидности. Однако такая стратегия требует использования долгосрочных пассивов и собственного капитала для финансирования большей части оборотного капитала:

-Минимизация совокупных издержек финансирования. Ставка делается на преимущественное использование краткосрочной кредиторской задолженности как источника покрытия оборотных активов.

- Максимизация капитализированной стоимости фирмы. Эта стратегия включает в себя процесс управления оборотным капиталом в общую финансовую стратегию фирмы. Суть её состоит в том, что любые решения в области управления оборотным капиталом, способствующие повышению стоимости предприятия, следует признать целесообразным [17, с.518].

Политика управления оборотными активами получает свое отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными из таких нормативов являются:

-норматив собственных оборотных активов предприятия;

-система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

-система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

-нормативное соотношение отдельных источников финансирования оборотных активов и другие.

На предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными их видами:

- запасами товарно-материальных ценностей (они включают запасы сырья, материалов и готовой продукции);

-дебиторской задолженности;

-денежными активами ( к ним приравниваются и краткосрочные финансовые вложения, которые рассматриваются как форма временного использования свободного остатка денежных активов).

В разрезе этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления ими, которая подчинена общей политике управления оборотными активами предприятия [9, с.131].

Управление запасами представляет сложный комплекс мероприятий, в котором задачи финансового менеджмента тесным образом переплетаются с задачами производственного менеджмента и маркетинга. Все эти задачи подчинены единой цели – обеспечению бесперебойного процесса производства и реализации продукции при минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы. Обеспечение этой эффективности достигается за счет разработки и реализации специальной финансовой политики управления запасами[9, с.131].

При управлении запасами основным индикатором эффективности управления является соотношение темпов изменения запасов и затрат и реализации продукции

Сравнивают следующим образом: если темп по выручки от реализации больше темпа по запасам и затратам, то управление эффективное. Иначе, качество управления запасами низкое и необходим поиск резервов.

Основными показателями для оценки запасов являются:

-оборачиваемость товарно-материальных запасов, которая определяется по следующей формуле:

ОТМЗ = СРП / УЗ , (2.2.1.), где СРН – себестоимость реализованной продукции (форма баланса предприятия);

УЗ - средний уровень запасов.

-срок хранения запасов, который определяется по следующей формуле:

СХЗ = П / О ТМЗ, (2.2.2), где СХЗ – срок хранения запасов;

П – период (в днях).

Сумма срока хранения запасов и период погашения дебиторских счетов определяет производственно – коммерческий цикл. Производственно-коммерческий цикл (или период оборачиваемости текущих активов) – это время между приобретением сырья и материалов и поступлением денег от дебиторов. Длительность производственно-коммерческого цикла определяется влиянием факторов внешнего и внутреннего характера. Внешние: сфера деятельности, масштабы предприятия, инфляция, наличие хозяйственных связей и т.п. Внутренние: ценовая политика, структура активов, методика оценки запасов (FIFO, LIFO, по средней арифметической).

Высокий показатель оборачиваемости может указывать на недостаточность товарно-материальных ценностей, что в дальнейшем может тормозить развитию. Иногда, низкий уровень показателя оправдан, например. Когда ожидается повышение цен на сырье и полуфабрикаты.

Высокая степень риска при реализации запасов существует тогда, когда товар подвержен воздействию изменения цен. Низко рискованные – это товары первой необходимости. Причем сырье обычно имеет меньший риск реализации, чем готовый товар.

В оценке качества управления запасами отдельно оцениваются расходы будущих периодов, так как они относятся к сомнительным активам с высоким риском, и зависят в большей степени от оценки вероятности событий в будущем, чем другие активы.

При оценки риска по расходам будущего периода определяются следующие показатели:

- отношение расходов будущего периода к объему реализации продукции,

- отношение расходов будущего периода к прибыли после уплаты налогов,

- отношение расходов будущего периода к общему объему расходов,

-отношение расходов будущего периода к общей сумме активов.

При этом следует отметить, что увеличение данных показателей указывает на увеличение риска.

Таким образом, существует три цели управления запасами:

- обслуживание потребителей;

- минимальные вложения в запасы;

- максимальная эффективность работы организации.

Данные три цели взаимно противоречивы, поэтому нельзя добиться 100% выполнения всех трёх целей, не поступившись друг другом.

Важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга [9, с.139].

В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

-дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

-дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

-дебиторская задолженность по векселям полученным;

-дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

-дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

-прочие виды дебиторской задолженности.

Среди перечисленных видов наибольший объем дебиторской задолженности предприятий приходится на задолженность покупателей за отгруженную продукцию (первые три вида). В общей сумме дебиторской задолженности на расчете с покупателями приходится 80-90%. Поэтому управление дебиторской задолженностью на предприятии связанно в первую очередь с оптимизацией размера и обеспечения инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим основным этапам ( рисунок 5) [9, с.141].

Управление дебиторской задолженности предполагает контроль и анализ уровня дебиторской задолженности. Контроль включает в себя такие процедуры как ранжирование дебиторской задолженности по срокам, контроль за безнадежными долгами (для создания резервов) и т.п.

Качество дебиторской задолженности определяется тем, насколько быстро она обращается в деньги. При оценки качества дебиторской задолженности разумно считать показатели риска (надежности), к которым можно отнести:

-оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение доходов к средней дебиторской задолженности по счетам);

-период погашения дебиторской задолженности (360 делится на оборачиваемость);

-омертвление текущих активов в дебиторской задолженности (отношение дебиторской задолженности к сумме текущих активов);

-доля авансированного капитала (отношение дебиторской задолженности к валюте баланса);

-доля сомнительной задолженности (отношение сомнительной задолженности к дебиторской задолженности). К сомнительной дебиторской задолженности относят безнадежные долги и потери от хищений и порчи товарно-материальных ценностей.

Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры:

-определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым;

-пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов;

-когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора;

-продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия;

-избегать дебиторов с высоким риском [10, с. 11].

 

2.3 Управление заемным капиталом


Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга) [9, с.289].

Одна из главных задач финансового менеджмента – максимизация рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска – реализуется различными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является «финансовый леверидж».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.