Управление инвестиционной деятельностью в государственных масштабах предполагает государственное регулирование, т.е. развитие инвестиционного процесса с учетом законодательных и регламентирующих методов в процессе регулирования, контроля, стимулирования, сдерживания.
Управление отдельными инвестиционными проектами на протяжении жизненного цикла проекта осуществляется на основе применения системы современных методов управления. Целью в этом случае является обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в инвестиционном проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников инвестиционного проекта по таким этапам, как: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.
Управление инвестиционной деятельностью отдельного хозяйствующего объекта (предприятия) предполагает управление инвестиционным портфелем предприятия (его формирование, мониторинг, оценки качества, реинвестирования и пр.), управление оборотным капиталом (краткосрочные инвестиции) и пр.
Инвестиционная стратегия – составная часть стратегического планирования. Отсюда их следующие направления:
- управление риском;
- программно-целевое планирование;
- составление капитальных бюджетов;
- стратегический анализ;
- стратегическое управление.
Разработка инвестиционной стратегии в принципе затрагивает три основные области принятия решений [39, c.223].
Рисунок 1.2 – Основные области принятия решений при разработке инвестиционной стратегии
Стратегия предусматривает два варианта развития нефтехимического комплекса: инерционный (пассивный) и инновационный (активный) [7, c.11].
Инерционный сценарий, без прорывных и масштабных инвестиционных проектов приведет к тому, что со временем практически вся продукция нефтехимического комплекса окажется неконкурентоспособной. Особенно это касается синтетических волокон и нитей (-61%), полипропилена (-41%), полиэтилена (-37%), полистирола (-24%), поливинилхлорида (-2%). Резкое снижение конкурентоспособности связано, прежде всего, с ростом цен на сырье и энергоресурсы. Инерционный сценарий приведет уже в 2011—2012 гг. к стагнации российской нефтехимии, к вытеснению отечественных компаний с внутреннего и внешнего рынков, к утрате научного потенциала. Очевидно, что с таким сценарием не может согласиться ни государство, ни российский бизнес.
Инновационный сценарий базируется на масштабном росте инвестиций, технологической модернизации производства, внедрении ресурсо- и энергосберегающих технологий, освоении новой высокотехнологичной продукции. Компенсация негативных последствий роста цен на сырье и энергоресурсы обеспечивается улучшением качества продукции и снижением ее себестоимости за счет технологического обновления производства и внедрения новых технологий. Этот путь предусматривает привлечение прямых иностранных инвестиций, закупку лицензий на высокоэффективные новейшие технологии, концентрацию инновационной деятельности на разработке и внедрении безотходных технологических процессов с ограниченным количеством операций и глубоким переделом исходного сырья. Предполагается развитие нанохимии, интегрирующей последние достижения физики, химии и биологии.
Инновационный процесс – это процесс создания, освоения и продвижения инноваций.
Существуют два метода продвижения инноваций:
- вертикальный, при котором инновационный процесс сосредотачивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях внедрения инноваций, от подразделения к подразделению этой организации;
- горизонтальный (метод партнерства и кооперации), когда основное предприятие является организатором инноваций, а остальные участники инновационного процесса выполняют функции по созданию и продвижению инновационной продукции или технологии [34, c.76].
В рамках инновационного сценария ожидается существенное улучшение финансово-экономического состояния предприятий нефтехимического комплекса в течение 2010—2015 гг.
Особую актуальность для нефтехимического комплекса имеет формирование научно-производственных структур, начиная от добычи и переработки углеводородного сырья до выпуска и реализации продукции высоких переделов.
Активизация и повышение эффективности инвестиционного процесса зависит от ряда факторов: роста прибыли нефтехимического комплекса, адекватного стратегического планирования, развития финансового рынка, поддержки со стороны государства и др.
Значительный объем инвестиций нефтехимический комплекс уже получил в результате объединения предприятий и образования крупнейших энергетических компаний — «Газпром» и «Лукойл». Концентрация капитала в крупных вертикально-интегрированных компаниях за счет «горизонтальной интеграции» средних и мелких будет способствовать аккумулированию мощных финансовых средств и повышению эффективности инвестиционной деятельности. Ключевое значение имеет готовность компаний вкладывать средства в модернизацию уже имеющихся производств и в строительство новых мощностей и представлено в таблице 1.2 [7, c.13].
Таблица 1.2 - Проекты в области производства полимерных материалов (тыс. т)
Наименование
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
2011-2015гг.
Полиэтилен
ОАО «Казаньоргсинтез»
95
30
120
-
ООО «Томскнефтехим»
ОАО «Нефтекамскнефтехим»
230
ОАО «Астраханский ГПЗ»
300
Продолжение таблицы 1.2
Предприятие в Самарской обл.
200
В условиях повышенной инвестиционной активности особую важность приобретает стратегическое планирование, грамотная политика в отношении товарной структуры инвестиций, исключающая перепроизводство одинакового товара.
На территории России имеются крупные нефтехимические узлы — взаимоувязанные производства с производственно-технологическими связями и общей инфраструктурой (очистные сооружения, ТЭЦ, водозаборы, транспорт и т.д.). В целом, сложившееся территориальное размещение отраслей нефтехимической промышленности преимущественно в зонах и субъектах европейской части России сохранится. Приволжский федеральный округ останется основным и крупнейшим регионом нефтехимии. В нем все в большей степени будет использоваться нефтегазовое сырье с Урала и Сибири. Намечен рост при сохранении специализации производств в Татарстане и Башкортостане, Пермском крае, Самарской, Томской и Нижегородской областях и др. Планируется новое производство полимеров в Уральском федеральном округе.
Предусматривается потребление газа на газохимию по Восточной Сибири в объеме по 6,6 млрд. м3 в 2020 г. и 2030 г., по Дальнему Востоку—в объеме 7,0 млрд. м3.
Ввод новых мощностей нефтегазохимического комплекса планируется в Восточной Сибири с 2017 г., на Дальнем Востоке — не раньше 2020 г. Предусматривается создание газохимических комплексов в Красноярском крае, в Республике Саха (Якутия), а также реконструкция Ангарского и Саянского НХК. В рамках настоящей Стратегии прогнозируется начало производства этилена, винилхлорида и поливинилхлорида в 2012 г., этиленгликоля в 2013 г. и пропилена в 2015 г.
Особой проработки требуют вопросы развития нефтехимии в Дальневосточном федеральном округе на базе глубокой переработки углеводородного сырья шельфа Охотского моря (о. Сахалин). При этом может быть удовлетворена не только потребность в продукции полимерной химии в восточных регионах страны, но и усилен экспортный потенциал региона.
Механизмы реализации инновационной политики включают концентрацию средств для реализации инновационных продуктов; создание научно-производственных центров с привлечением частного капитала; формирование финансово-кредитной инфраструктуры с целью комплексной поддержки инновационной деятельности; сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, создание технопарков.
Реализация Стратегии даст возможность увеличить выпуск товаров, работ и услуг в 2015 г. по сравнению с 2006 г. в 3,3 раза, что составит в ценах данного года 4729,5 млрд. рублей (152,1 млрд. долл. США); повысить долю химического производства в 2015 году до 12,2% среди обрабатывающей промышленности.
Планируется увеличить выпуск важнейших видов продукции на душу населения и расширить ее ассортимент (на 20—25% для композиционных материалов на основе базовых полимеров, сложных минеральных удобрений, химических волокон и нитей), увеличить объем экспорта продукции в 2010 г. на 44,2% и в 2015 г. на 60,2% по сравнении 2005 г. Доля импорта в 2015 г. по сравнению с 2005 уменьшится по синтетическим моющим средствам 12,9 до 9,0%; по пластическим массам и синтетическим смолам с 26,8 до 10,0%; по химическим волокнам нитям с 59,7 до 34,0%; по лакокрасочным материалам 33,7 до 26,9%; изделиям и деталям производственного назначения из пластмасс с 21,6 до 14,0%; изделий культурно-бытового и хозяйственного назначения пластмасс с 16,3 до 6,0%; листам из термопластов с 4 до 14,0%; таре и упаковке из полимерных материалов 16,1 до 10,0%; трубам и деталям трубопроводов из термопластов с 24,6 до 11,0%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14