Рефераты. Общие положения налогового права

6. Установление льгот, т. е. полного или частичного освобождения от уплаты налогов каких-либо категорий налогоплательщиков.

Льготы, как правило, предусматриваются в законе о соответствующем налоге или в нем указываются органы, которые вправе предоставить льготы, в частности дополнительные, сверх закрепленных в законе.

По всем видам налогов льготы должны применяться только в соответствии с действующим законодательством. При этом запрещено предоставлять налоговые льготы, носящие индивидуальный характер.

Льготы могут быть выражены в разных формах:

— установление необлагаемого налогом минимума объекта налогообложения;

— изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

— освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

— понижение налоговых ставок;

— вычет из налогового склада (налогового платежа за расчетный период);

— целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов), и другие налоговые льготы.

Большая часть перечисленных форм налоговых льгот применялась и ранее, хотя они имели другое содержание. Некоторые формы появились в последнее время, например инвестиционный налоговый кредит14, предоставляемый на основе соглашений между налогоплательщиком и компетентным государственным органом (или органом местного самоуправления) в целях стимулирования какой-либо деятельности.



4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права


Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права.

В Законе “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.

Налогоплательщики обязаны:

— уплачивать налоги своевременно и в полном объеме;

— вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;

— представлять налоговым органам необходимые для исчис-•ления и уплаты налогов документы и сведения;

— вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого дохода, выявленного проверками налоговых органов;

— в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;

— выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

— в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в 10-дневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) и др.

Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Закон закрепляет факты, обусловливающие прекращение обязанностей по уплате налога. Для физических лиц это — уплата налога, отмена налога, смерть налогоплательщика при невозможности произвести уплату налога без его личного участия, если иное не установлено законодательными актами.

Условиями прекращения таких обязанностей для юридического лица являются: уплата налога или отмена налога. Невозможность уплаты налога юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, является основанием для признания этого лица в установленном законом порядке банкротом. Если юридическое лицо ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.

Налогоплательщики имеют следующие права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность защиты своих прав и интересов:

— представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам;

— пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленном законодательными актами;

— знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

— представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

— в установленном законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. В этих случаях применяются меры административной и уголовной ответственности, а также финансовые санкции. Помимо них используются залог денежных и товарно-материальных ценностей, поручительство или гарантия кредиторов налогоплательщиков.

Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке — с юридических лиц, в судебном — с физических лиц. Срок исковой давности по взысканию налогов с физических лиц составляет три года, бесспорный порядок взыскания недоимок с юридических лиц может быть применен в течение шести лет. При этом взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на их доходы, а в случае отсутствия таковых — на имущество.

Анализируя предусмотренные законодательством санкции, которые применяются к налогоплательщикам, а также вносимые в правовые нормы изменения, можно заметить усиление материального воздействия с помощью санкций, налагаемых на нарушителей налогового законодательства. Характерен также переход санкций, применяемых к должностным лицам и гражданам, в соответствующих случаях в размерах, кратных установленной законодательством минимальной заработной плате. Применение санкции к налогоплательщикам — юридическим лицам сопровождается в соответствующих случаях и ответственностью должностных лиц.

К налогоплательщикам — юридическим и физическим лицам применяются следующие финансовые санкции за нарушение налогового законодательства:

1) взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли);

2) штраф за каждое из следующих нарушений:

— за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период,— в размере 10% доначисленных сумм налога;

— за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога,— в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога;

3) взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,7% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.

Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.

К налогоплательщикам могут быть применены и другие санкции при условии, что предусмотрены законодательными актами15. Кроме того, должностные лица, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, а граждане — к административной и уголовной ответственности.

Так, Законом “О государственной налоговой службе16 от 21 марта 1991 г. предоставлено право государственным налоговым инспекциям налагать административные штрафы в сумме от двух до десяти минимальных размеров оплаты труда на должностных лиц предприятий, организаций, учреждений, а также на граждан, виновных в нарушении налогового законодательства.

Усилились меры уголовной ответственности, применяемые к должностным лицам и гражданам за рассматриваемые правонарушения. До недавнего времени в УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность лишь за уклонение от налогов в военное время (ст. 82 УК предусматривает лишение свободы от одного года до пяти лет или исправительно-трудовые работы до двух лет). Позднее, в 1986 г., Уголовный кодекс был дополнен ст. 162' об ответственности за уклонение от подачи деклараций о доходах, прежде всего деклараций занимающихся кустарно-ремесленными промыслами, другой индивидуально-трудовой деятельностью. Мера наказания — исправительно-трудовые работы на срок до двух лет.

На основании Закона от 2 июля 1992 г.17, внесшего изменения и дополнения в ряд законодательных актов Российской Федерации, Уголовный кодекс дополнен двумя статьями, усилившими ответственность за правонарушения в области налогообложения: это статьи 1622 и 1623, которыми предусмотрены новые составы преступлений в этой области. По статье 1622 — это сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах, наказываемое штрафом в размере до 350 минимальных заработных плат, установленных законодательством, и в особо крупных размерах, ' либо произведенное лицом, ранее уже совершившим такое преступление, что влечет наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества либо штраф в сумме от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.