Рефераты. Общие положения налогового права

— лесной доход;

— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Позднее Законом РФ “О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год” от 17 июля 1992 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право вводить транспортный налог с предприятий и организаций (кроме бюджетных) и разовые сборы за право торговли товарами народного потребления.

Этот перечень дополнен сбором на нужды образовательных учреждений, взимаемым с юридических лиц и используемым через бюджет целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений на основании Закона РФ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах” от 22 декабря 1992 г.

Часть платежей данной группы, как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако конкретные их ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в бюджеты районов, городов.

Однако в отношении транспортного налога, разовых сборов за право свободной торговли товарами народного потребления и сбора на нужды образовательных учреждений предусмотрен другой порядок: они устанавливаются по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и взимаются на основании их актов только на соответствующей территории.

Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. Среди них:

— налог на имущество физических лиц;

— земельный налог;

— налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

— налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы10.

Кроме этого в данную группу входит значительное число всевозможных сборов — 17 (по состоянию на 1 января 1993 года).

Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания. Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами республик или решениями представительных органов государственной власти других субъектов Федерации, органами местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение (предусмотрен Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах” от 22 декабря 1992 г.).

Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Кроме того, по решению органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

— налог на рекламу с юридических и физических лиц;

— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;

— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;

— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;

— лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

— сбор за выдачу ордера на квартиру;

— сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;

— сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;

— сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;

— сбор за выигрыш на бегах;

— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

— сбор за право проведения кино- и телесъемок;

— сбор за уборку территорий населенных пунктов;

— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц (предусмотрен Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г.);

— сбор за право торговли, устанавливаемый районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами власти.

Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Дополнение к Закону “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивает эту характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ним органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей". Представляется, что по смыслу данной нормы и упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной власти, распространяется и на органы местного самоуправления — органы районов, городов и других административно-территориальных единиц.

Таким образом, право устанавливать налоги и другие платежи, входящие в налоговую систему РФ, независимо от их уровня — прерогатива представительных органов государственной власти и в предусмотренных законодательством случаях — органов местного самоуправления.

Установление налогов означает введение платежей в пределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты. Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают все перечисленные вопросы или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти национально-государственных, автономных и административно-территориальных образований могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.


3. Налоговое право Российской Федерации, его источники


Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют один из его институтов — налоговое право.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории республик, краев, областей, других субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ12.

Исключительно важная роль среди источников налогового права принадлежит Закону Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”13 от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенности состоят в том, что он регулирует налоговые отношения комплексно, определяет общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно:

принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, то есть перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения.

Положения этого Закона конкретизируются в законодательных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей. Более подробно порядок взимания налогов предусматривается в инструкциях по применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РФ по согласованию с Министерством финансов РФ, а в соответствующих случаях — также с участием Государственного таможенного комитета РФ. Закон о каждом налоге содержит следующие основные элементы.

1. Определение круга плательщиков (налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся юридические лица, другие категории плательщиков (например, филиалы юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог.

2. Определение объекта налогообложения, т. е. того предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие объекты.

3. В определенных случаях требуется указать единицу налогообложения, т. е. часть объекта налогообложения, при помощи которой исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и ДР.).

4. Ставка, т. е. размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.

Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зависимости от изменений объекта налогообложения. Так, они могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т. е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

Закон закрепляет принцип однократности налогообложения, соответственно которому один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определение сроков уплаты налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.