- в дорожный фонд 7,5 млн. руб.
Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности.
Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год – 1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными средствами за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1; коэффициент восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999 год - 0,81, 2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей структуры баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы прироста) была утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при невыполнении обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных средств на расчетный счет предприятия.
Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 – 0,97, имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных источников оборотных средств;
Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год – 0,551, имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств растет. Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7- 0,8, что свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита.
Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла 69,8 млн. руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб., или на 25,5% объясняется изменением учетной политики на заводе.
Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн. руб.
В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, в число которых входило осуществление:
- оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными средствами на расчетный счет завода;
- увеличение объемов и расширение спектра ремонтируемых объектов для предприятий, не входящих в МПС (увеличение доли коммерческих заказов);
- сокращение издержек производства, особенно по продукции для МПС;
- консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в производстве, основных фондов;
- отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и от привлечения к поставкам посредников;
- снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, доведение их до норматива;
- оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом задолженности перед федеральным бюджетом;
- оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в размере 50011 тыс. руб.
Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже.
Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава, изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети.
В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного выпуска, в 2000 –76,5; в 2001 – 70,1%.
На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ- 15, ЧС-7, ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также электрические машины и колесные пары к ним. К разряду основной продукции относится изготовление деталей контактной сети и запасных частей для железных дорог РФ и стран СНГ.
Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1 и КР-2, причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил ремонт КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в омолаживании подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация ПС, то есть оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических разработок, чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в объеме КР-2 по просьбе железных дорог производится его схемная унификация, что также является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС на Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов, является более высокая степень обновления электровозов, о чем свидетельствует значительная доля материалов и покупных запчастей в себестоимости выпускаемой продукции, широкая модернизация ПС, а также унификация электрических и пневматических схем электровозов при ремонте КР- 2.
Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно занимает лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов постоянного тока и оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась устойчивая тенденция по наращиванию доли капитального ремонта электровозов КР-2 в общем объеме ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в 1999 году, 49,6 в 2000 году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается на финансовых результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост доли ЧЭРЗ среди родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К на линию с 69,6% до 75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%.
Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля заказов ЧЭРЗ обратился к предприятиям железнодорожного транспорта горнодобывающей отрасли России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен ремонт ТЭД WMLBP, GBM, тележек промышленных электровозов EL-10, А со второго полугодия 1999 года завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ- 2М и экипажной части тяговых агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили наращивать объемы товарной продукции, и тем самым сокращать долю накладных расходов в себестоимости. В 4-м квартале 1999 года на завод поступил первый пассажирский электровоз постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие сроки был освоен. Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С выходом его из заводских ворот, открывается новая страница в истории завода, проникновения его на новый рынок – рынок услуг по ремонту пассажирских электровозов, который в прошедшие годы оставался наиболее стабильным.
Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных процессов, протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в отношении предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный счет.
С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции, оказанию услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней цен, обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной рентабельности.
3.5 Анализ прибыли, рентабельности, ликвидности и деловой активности ЧЭРЗ
Таблица 3.4
Вертикальный анализ финансовых результатов
За 1 кв. 2001 г. За 1 кв. 2000 г. |Показатель[6] |Тыс. |% |Тыс. |% |Отклонения | | |руб. | |руб. | |+ | | | | | | |- | |1. Всего доходов и |69568 |100 |39956 |100 |- |- | |поступлений | | | | | | | |(стр.010+060+080+09| | | | | | | |0+120) | | | | | | | |2. Общие расходы |67940 |97,65 |38857 |97,24|0,41 | | |финансово-хозяйстве| |(1)[7] | | | | | |нной деятельности | | | | | | | |(стр. | | | | | | | |020+030+040+070+100| | | | | | | |+130) | | | | | | | |3. Выручка от |65233 |93,76 |38031 |95,18| |1,42 | |реализации (стр. | |(1) | | | | | |010) | | | | | | | |4. Затраты на |64100 |98,26(3|36521 |96,02|2,24 | | |производство и сбыт| |) | | | | | |продукции | | | | | | | |В том числе: | | | | | | | |Себестоимость |62907 | |36253 | |0,03 | | |продукции (стр. | |99,29(4| |99,26| | | |020) |1193 |) |268 | | |0,02 | |Коммерческие | | | | | | | |расходы (030) |- |0,71(4)|- |0,73 | | | |Управленческие | | | | | | | |расходы (040) | | | | | | | |5. Прибыль (убыток)|1133 |1,76 |1510 |3,97 | |2,21 | |от реализации (050)| |(3) | | | | | |6. Прочие доходы |4335 |6,23 |1925 |4,8 |1,43 | | |(090+120) | |(1) | | | | | |7. Прочие расходы |3 |0,004 |15 |0,03 | |0,026 | |(130) | |(2) | | | | | |8. Прибыль (убыток)| | | | | | | |отчетного периода |1628 |2,34 |1099 |2,75 |0,41 | | |(140) | |(1) | | | | | |9. Налог на прибыль|729 | 44,77 |530 |48,22|3,45 | | |(150) | |(8) | | | | | |10. Чистая прибыль (140-150) 899 1,29 (1) 569 1,42 | |0,13 |
Таким образом, 1. Снижение показателя по стр. 3 с 95,18 % до 93,76 % свидетельствует о том, что все меньший удельный вес дохода, предприятие получает от основной деятельности. 2. Увеличение показателя по строке 2 с 97,24% до 97,65%, а также по строке
4 с 98,02% по 96,26% - негативная тенденция, говорящая об увеличении издержек на данном предприятии. 3. Снижение показателя по стр. 5 с 3,97 % до 1,76 % неблагоприятно и свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном росте издержек производства и обращения. 4. Снижение показателя по стр.8. с 2,75 % до 2,34 % указывает на негативные тенденции в организации производства на данном предприятии.
Снижение основных финансовых показателей связывается с рядом факторов, среди которых особо подчеркнем следующие:
Падению рентабельности способствовало то обстоятельство, что решением МПС с 01.10.97 года цены на основные виды заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств от основных заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами, что вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности. Составим таблицу аналитических коэффициентов рентабельности (%)
Таблица 3.5
Аналитические коэффициенты рентабельности (%)
|Показатель |1 кв. |1 кв | | |2000 г. |2001 г. | |1. Рентабельность основной |4,1 |1,76 | |деятельности | | | |(с.050/c.020+030+c.040) | | | |2. Рентабельность авансированного |0,41 |0,25 | |капитала с.140-150/баланс | | | |3. Рентабельность собственного |0,64 |0,44 | |капитала с.140-с.150/собств. | | | |Капитал. | | | |4. Рентабельность продукции |3,9 |1,7 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12