Рефераты. Обоснование путей улучшения финансового состояния ФГУП ЧЭРЗ p> - в федеральный бюджет - 5,7 млн. руб.

- в дорожный фонд 7,5 млн. руб.

Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности.

Коэффициент текущей ликвидности за 1998 год составил 1,52; за 1999 год
– 1,58; при нормативе 2,0; коэффициент обеспеченности собственными средствами за 1998 год – 0,34; за 1999 – 0,37 при нормативе 0,1; коэффициент восстановления платежеспособности за 1998 год – 0,87; за 1999 год - 0,81, 2000 - 0,85 при нормативе 1,0. Тенденция улучшения показателей структуры баланса на протяжении первых трех кварталов 1999 года (темпы прироста) была утрачена из-за снижения цен на основные виды продукции при невыполнении обязательств железных дорог по увеличению поступлений денежных средств на расчетный счет предприятия.

Коэффициент финансовой независимости за 1998 год равен 0,92, за 1999 –
0,97, имеет тенденцию к росту, т.е. увеличивается доля собственных источников оборотных средств;

Коэффициент финансовой устойчивости за 1998 год – 0,468, за 1999 год –
0,551, имеет тенденцию к незначительному росту, т.е. доля заемных средств растет. Несмотря на это, значение коэффициента далеко от оптимального 0,7-
0,8, что свидетельствует о необходимости долгосрочного кредита.

Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.00 года составляла
69,8 млн. руб. Увеличение по сравнению с.01.01.99 года на 14,2 млн. руб., или на 25,5% объясняется изменением учетной политики на заводе.

Кредиторская задолженность в целом возросла за 1999 год на 10,2 млн. руб.

В сложившихся условиях, в 2000 году, руководство завода разработало и частично осуществило ряд мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия, в число которых входило осуществление:

- оплаты всех текущих поставок железными дорогами денежными средствами на расчетный счет завода;

- увеличение объемов и расширение спектра ремонтируемых объектов для предприятий, не входящих в МПС (увеличение доли коммерческих заказов);

- сокращение издержек производства, особенно по продукции для МПС;

- консервацию, списание и реализацию излишних, не участвующих в производстве, основных фондов;

- отказ от поставок материальных ресурсов по взаимозачетным схемам и от привлечения к поставкам посредников;

- снижение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей, доведение их до норматива;

- оказание МПС помощи в проведении зачета для погашения заводом задолженности перед федеральным бюджетом;

- оказание МПС помощи в получении в 2000 году долгосрочного кредита в размере 50011 тыс. руб.

Намеченные мероприятия были осуществлены лишь отчасти и существенного улучшения финансовых показателей как будет показано в следующей главе, в последующие годы не произошло. Причины этого будут рассмотрены ниже.

Челябинский ЭРЗ является промышленным предприятием МПС РФ, одним из учредителей АО «Желдорреммаш». Завод производит ремонт подвижного состава, изготавливает запасные части к нему и детали контактной сети.

В 1999 году продукция для МПС составила 79,6% от общего товарного выпуска, в 2000 –76,5; в 2001 – 70,1%.

На заводе ремонтируются электровозы серий ВЛ-10, ВЛ-10У, ВЛ-11, ВЛ-
15, ЧС-7, ВЛ-22, тяговые агрегаты ПЭ-2М, ПЭ-2У, ОПЭ-1, а также электрические машины и колесные пары к ним. К разряду основной продукции относится изготовление деталей контактной сети и запасных частей для железных дорог РФ и стран СНГ.

Капитальный ремонт электровозов заводом осуществляется в объемах КР-1 и КР-2, причем около 35,6% общего выпуска электровозов в 1999 году составил ремонт КР-2, наиболее удовлетворяющий потребности железных дорог в омолаживании подвижного состава. В ходе ремонта осуществляется модернизация
ПС, то есть оснащение его оборудованием и схемами более поздних технических разработок, чем отодвигается срок его морального старения. При ремонте ПС в объеме КР-2 по просьбе железных дорог производится его схемная унификация, что также является привлекательным для заказчиков. Преимуществом ремонта ПС на Челябинском ЭРЗ, по сравнению с аналогичной продукцией других заводов, является более высокая степень обновления электровозов, о чем свидетельствует значительная доля материалов и покупных запчастей в себестоимости выпускаемой продукции, широкая модернизация ПС, а также унификация электрических и пневматических схем электровозов при ремонте КР-
2.

Из приведенных диаграмм (см. Приложение №2) видно, что ЧЭРЗ прочно занимает лидирующее место на рынке услуг магистральных электровозов постоянного тока и оборудования к ним. Следует отметить, что сложилась устойчивая тенденция по наращиванию доли капитального ремонта электровозов
КР-2 в общем объеме ремонтируемых электровозов: 31,7% в 1998 году, 35,6% в
1999 году, 49,6 в 2000 году, 53,6 в 2001 году. Это благоприятно сказывается на финансовых результатах работы завода. В 1998-99 гг. наблюдается рост доли ЧЭРЗ среди родственных заводов АО «Желдорреммаш» в ремонте ТЭД ТЛ-2К на линию с 69,6% до 75,8% и колесных пар на линию с 26,5% до 36,1%.

Решая проблему диверсификации производства и расширения портфеля заказов ЧЭРЗ обратился к предприятиям железнодорожного транспорта горнодобывающей отрасли России и стран СНГ. В течение 1998 года освоен ремонт ТЭД WMLBP, GBM, тележек промышленных электровозов EL-10, А со второго полугодия 1999 года завод приступил к ремонту тяговых агрегатов ПЭ-
2М и экипажной части тяговых агрегатов ОПЭ-1. Предпринятые меры позволили наращивать объемы товарной продукции, и тем самым сокращать долю накладных расходов в себестоимости. В 4-м квартале 1999 года на завод поступил первый пассажирский электровоз постоянного тока ЧС-7, ремонт которого в кратчайшие сроки был освоен. Электровоз выпущен из ремонта в январе 2000 года. С выходом его из заводских ворот, открывается новая страница в истории завода, проникновения его на новый рынок – рынок услуг по ремонту пассажирских электровозов, который в прошедшие годы оставался наиболее стабильным.

Ценовая политика завода строится на отслеживании инфляционных процессов, протекающих в различных отраслях экономики, и протекционизме в отношении предприятий, рассчитывающихся денежными средствами на расчетный счет.

С заказчиками завод работает по прямым договорам поставок продукции, оказанию услуг на основе взаимовыгодных условий с согласованием уровней цен, обоснованных необходимыми затратами и уровнем расчетной рентабельности.


3.5 Анализ прибыли, рентабельности, ликвидности и деловой активности ЧЭРЗ

Таблица 3.4

Вертикальный анализ финансовых результатов

За 1 кв. 2001 г.
За 1 кв. 2000 г.
|Показатель[6] |Тыс. |% |Тыс. |% |Отклонения |
| |руб. | |руб. | |+ |
| | | | | |- |
|1. Всего доходов и |69568 |100 |39956 |100 |- |- |
|поступлений | | | | | | |
|(стр.010+060+080+09| | | | | | |
|0+120) | | | | | | |
|2. Общие расходы |67940 |97,65 |38857 |97,24|0,41 | |
|финансово-хозяйстве| |(1)[7] | | | | |
|нной деятельности | | | | | | |
|(стр. | | | | | | |
|020+030+040+070+100| | | | | | |
|+130) | | | | | | |
|3. Выручка от |65233 |93,76 |38031 |95,18| |1,42 |
|реализации (стр. | |(1) | | | | |
|010) | | | | | | |
|4. Затраты на |64100 |98,26(3|36521 |96,02|2,24 | |
|производство и сбыт| |) | | | | |
|продукции | | | | | | |
|В том числе: | | | | | | |
|Себестоимость |62907 | |36253 | |0,03 | |
|продукции (стр. | |99,29(4| |99,26| | |
|020) |1193 |) |268 | | |0,02 |
|Коммерческие | | | | | | |
|расходы (030) |- |0,71(4)|- |0,73 | | |
|Управленческие | | | | | | |
|расходы (040) | | | | | | |
|5. Прибыль (убыток)|1133 |1,76 |1510 |3,97 | |2,21 |
|от реализации (050)| |(3) | | | | |
|6. Прочие доходы |4335 |6,23 |1925 |4,8 |1,43 | |
|(090+120) | |(1) | | | | |
|7. Прочие расходы |3 |0,004 |15 |0,03 | |0,026 |
|(130) | |(2) | | | | |
|8. Прибыль (убыток)| | | | | | |
|отчетного периода |1628 |2,34 |1099 |2,75 |0,41 | |
|(140) | |(1) | | | | |
|9. Налог на прибыль|729 | 44,77 |530 |48,22|3,45 | |
|(150) | |(8) | | | | |
|10. Чистая прибыль (140-150) 899 1,29 (1) 569 1,42 |
|0,13 |

Таким образом,
1. Снижение показателя по стр. 3 с 95,18 % до 93,76 % свидетельствует о том, что все меньший удельный вес дохода, предприятие получает от основной деятельности.
2. Увеличение показателя по строке 2 с 97,24% до 97,65%, а также по строке

4 с 98,02% по 96,26% - негативная тенденция, говорящая об увеличении издержек на данном предприятии.
3. Снижение показателя по стр. 5 с 3,97 % до 1,76 % неблагоприятно и свидетельствует об уменьшении рентабельности продукции и относительном росте издержек производства и обращения.
4. Снижение показателя по стр.8. с 2,75 % до 2,34 % указывает на негативные тенденции в организации производства на данном предприятии.

Снижение основных финансовых показателей связывается с рядом факторов, среди которых особо подчеркнем следующие:

Падению рентабельности способствовало то обстоятельство, что решением
МПС с 01.10.97 года цены на основные виды заводской продукции были снижены в среднем на 30 %. Это сразу же отрицательно сказалось на финансовом состоянии завода. Неритмичное и недостаточное поступление денежных средств от основных заказчиков - железных дорог РФ – на расчетный счет завода (доля оплаты услуг завода по ремонту подвижного состава и оборудования денежными средствами, что вызвало рост задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Вынужденное приобретение материалов и комплектующих изделий, а также расчеты за потребленные энергоресурсы через сложные системы зачетов взаимной задолженности, привлечение поставщиков посредников, расчеты малоликвидными векселями железных дорог привели к удорожанию материальных ресурсов, увеличению запасов товарно-материальных ценностей на складах, омертвлению оборотных средств завода, увеличению сроков оборота дебиторской и кредиторской задолженности.
Составим таблицу аналитических коэффициентов рентабельности (%)

Таблица 3.5

Аналитические коэффициенты рентабельности (%)


|Показатель |1 кв. |1 кв |
| |2000 г. |2001 г. |
|1. Рентабельность основной |4,1 |1,76 |
|деятельности | | |
|(с.050/c.020+030+c.040) | | |
|2. Рентабельность авансированного |0,41 |0,25 |
|капитала с.140-150/баланс | | |
|3. Рентабельность собственного |0,64 |0,44 |
|капитала с.140-с.150/собств. | | |
|Капитал. | | |
|4. Рентабельность продукции |3,9 |1,7 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.