3) пересмотреть прогрессивную шкалу ставок налога. [6]
Отчисления на социальное страхование
В первую очередь необходимо придать им статус налога, как это сделано в развитых странах, а сейчас и в России, и пересмотреть соотношение ставок платежей между нанимателями и работниками (при существующей схеме - 35% и 1% соответственно). Сохранив общий размер тарифа, целесообразно увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10 - 12% с тем, чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов для нанимателей логично сократить вначале до 23-25%, что позволит только за счет перераспределения снизить налоговое давление на предприятия. Действующий излишне высокий уровень обложения фонда зарплаты не только завышает себестоимость и соответственно снижает ценовую конкурентоспособность продукции, но и подрывает стимулы к созданию новых рабочих мест. Кроме того, должны быть разработаны эффективные механизмы координации деятельности налоговых органов и администрации социального страхования как в обеспечении сбора этих платежей, так и в ведении необходимого учета и документации.[13]
Имущественные налоги
К ним, в частности, относятся налоги на собственность (накопленное богатство) в таких конкретных формах, как земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи и в определенной мере экологические налоги. При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших ставках и механизмах изъятия конкретные модели этих налогов существенно различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов. [2]
То есть для белорусских реалий в качестве первоочередных реформ можно выделить: преобразование налога на недвижимость в налог на имущество с соответствующим пересмотром субъектов и объектов налогообложения, уточнением налоговой базы и ставок; существенное повышение ставок и модернизацию применяемого порядка взимания земельного налога и налогов с пользователей природных ресурсов.
Целесообразно провести необходимую дифференциацию и упорядочить состав всех рентных платежей, куда входят налоги с пользователей недрами, водный налог, лесной доход и попенная плата, налоги с пользователей объектами растительного и животного мира. В целом в состав местных налогов и сборов должны войти налоги на имущество, земельный налог, налоги с пользователей природных ресурсов, налог на рекламу, налог на игорный бизнес, местные лицензионные сборы.
Учитывая принятый в Беларуси курс на постепенное реформирование и становление рыночных отношений с социальным уклоном, реформу налоговой системы также следует осуществлять поэтапно. Но направления и ориентацию такой реформы должны определять именно механизмы преодоления системных и методологических искажений в налоговой системе страны. [19]
В перспективе в рамках доработки проекта Особенной части Налогового кодекса реформирование налоговой системы предполагается по следующим основным направлениям:
Ø значительное сокращение количества применяемых налогов и сборов за счет полной отмены сборов и отчислений, взимаемых непосредственно с выручки от реализации, упорядочения местных налогов и сборов, а также регистрационных и лицензионных сборов;
Ø улучшение налоговой структуры на основе повышения роли подоходного налогообложения и налогов на доходы и прибыль предприятий;
Ø снятие действующих ограничений в системе НДС по налоговым вычетам и законодательное закрепление ставок акцизов;
Ø реформа с учетом российского опыта индивидуального подоходного налога и отчислений на социальное страхование;
Ø повышение роли и реформирование экологических налогов и сборов.
Заключение
Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостатки налоговой системы Республики Беларусь можно свести к следующим:
ü практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
ü налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей,
ü доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,
ü регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
ü роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.
Список использованных источников
1. Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004.
2. Головачев, А. Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения // Директор. – 2006. - №5.
3. Демин А.В. Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N 4.
4. Демин А.В. О соразмерности налогообложения // Финансы. 2002. N 6.
5. Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9
6. Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 – 2004.
7. Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004.
8. Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с
9. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях/В.А. Гюрджан, Н.А. Масинкевич, В.В. Шевцова. Под общ.ред. к.э.н. В.А. Гюрджан.-Мн.: ПЧУП «Светоч», 2006г.
10. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г.
11. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
13. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения: Закон Республики Беларусь от 01 января 2004г. №260-3 // Вестник МНС РБ-январь 2004года-№2(170)
14. О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII: с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З
15. О налоге на добавленную стоимость: Закон Республики Беларусь от 16 ноября 1999 г. № 324-З: с изм. и доп.
16. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З: с изм. и доп.
17. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
18. Пепеляев С.Г. Основные положения теории налогового права / Финансовое право: Учеб. / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Тостопятенко. М.: ООО "ТК Велби", 2003.
19. Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути совершенствования//Бухгалтерский учет и анализ.-2005г.
20. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года
21. Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2006. - №4
22. ФЗ Российской Федерации «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ до 1 июля 2001 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7