Рефераты. Налоговая система Республики Беларусь

4) не позднее 20-го числа текущего месяца;

5) не позднее 25-го числа текущего месяца;

6) не позднее последнего дня текущего месяца.

Для определения суммы налога для уплаты авансовых платежей принимается сумма налога, исчисленная с применением вычетов по итогам предыдущего налогового периода.

Суммы налога, подлежащие доплате по результатам перерасчета, и суммы налога, уплачиваемые один раз за отчетный налоговый период, вносятся в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В Российской Федерации уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом в Российской Федерации представляется отдельная декларация по оборотам от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке. [13]


2.3 Особенности механизма налогообложения двух стран


Объединение в единый Союз Российской Федерации и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законодательств двух государств, в том числе и унификацию налогового законодательства.

Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации заложено в Конституции РФ, и там же заложены основные принципы соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации. [10, c. 50]

Единственным нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, является Налоговый кодекс. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны происходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Данный документ в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Прочие нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

Данный документ устанавливает трехуровневую систему налогов и сборов, включающую федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающие перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Тем самым он вполне логично накладывает ограничения на возможную активность региональных и местных законодательных органов в области установления налогов, кодексом не предусмотренных (таблица 2.1).[4]

Нормативные акты органов исполнительной власти не включаются в состав налогового законодательства - они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.


Таблица 2.1 - Налоги Российской Федерации

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

-налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;

- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

-лесной налог;

-водный налог;

-экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

-дорожный налог;

-транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

-земельный налог;

-налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

-местные лицензионные сборы.


Российское законодательство устанавливает следующие общие принципы в отношении налоговых льгот:

1.                Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

2.                Данная правовая норма направлена на обеспечение гарантированного Конституцией РФ равенства форм собственности. Она также уравнивает в правах российских и зарубежных инвесторов в отношении получения налоговых льгот.

3.                Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

4.                Эта правовая норма очень важна. Она направлена на создание равных условий для всех налогоплательщиков и по заложенной в нее идее должна препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков.

5.                Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

6.                Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении региональных налогов.

7.                Представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении местных налогов.

8.                Льготы по налогам могут быть предоставлены только и исключительно актами налогового законодательства. [12]

На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях.

Помимо налоговых льгот Налоговый кодекс предусматривает возможность введения на территории РФ специальных налоговых режимов. Как правило, специальный налоговый режим предполагает и специфические налоговые льготы.

К специальным налоговым режимам относятся:

·                     упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

·                     система налогообложения в свободных экономических зонах;

·                     система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

·                     система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Роль Налогового кодекса в Республике Беларусь частично выполняет Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. [5]

Поскольку Республика Беларусь является унитарным государством, то в стране существует двухуровневая система налогов и сборов: общегосударственные и местные налоги, сборы и пошлины.

В отличие от Налогового кодекса РФ, содержащего исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в федеральный, региональный и местные бюджеты, в Республике Беларусь приведенным выше перечнем обязательные платежи в бюджет не исчерпываются.

Закон устанавливает, что «Кроме налогов и сборов, предусмотренных настоящим законом, в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи». Применение этой нормы на практике - введение рентного и оффшорного сборов.

В ст. 4 названного закона формулируются основные принципы государственной политики в отношении предоставления льгот по уплате налогов: «Льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Индивидуальные льготы по налогам и сборам юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь, предоставлять юридическим и физическим лицам Республики Беларусь льготы по налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, за исключением налогов на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов».


Таблица 2.2 - Государственная политика по отношению к предоставлению льгот в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Основные положения

Российская Федерация

Республика Беларусь

1)                  Правовой акт, содержащий исчерпывающий перечень налогов и сборов

Налоговый кодекс Российской Федерации

Отсутствует

2)                  Органы, имеющие право устанавливать налоговые льготы

Законодательные органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местные законодательные органы

Национальное собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, исполнительные органы местной власти

3)                  Возможность предоставления льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала

Отсутствует

Имеется (правом предоставления обладают Национальное собрание и Президент Республики Беларусь

4) Возможность получения индивидуальных льгот

Отсутствует

Имеется (правом предоставления льгот обладает Президент Республики Беларусь).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.