Рефераты. Международный валютный фонд - российский аспект p> Пережитый Россией в 1998 г. финансовый кризис побудил Центральный банк учредить с начала октября 1998 г. утреннюю специальную торговую сессию на валютных биржах, обменный курс рубля на которой отличался от курса, складывавшегося на дневной сессии, а также ввести и апреле 1999 г. запрет на приобретение иностранной валюты за счет рублевых средств нерезидентов, полученных ими от осуществления текущих операций с резидентами и находящихся на корреспондентских счетах иностранных банков, открытых в российских уполномоченных банках. Однако МВФ усмотрел в этих мерах нарушение Россией обязательств по статье VIII. и по его настоянию с 29 июня
1999 г. была отменена специальная торговая сессия и осуществлен переход к торговле валютой на единой торговой сессии, а с 30 июня снят запрет на покупку валюты нерезидентами.

Власти осуществляют меры, направленные на ужесточение валютного контроля и валютных ограничений в области движения капиталов, на противодействие нелегальному бегству капитала за рубеж: с начала 1999 г. норматив обязательной продажи экспортерами части валютной выручки увеличен до 75%, а срок продажи сокращен до 7 дней; меньшей вдвое - со 18O до 90 дней - предельный срок текущих операций, осуществляемых в виде аванса, отсрочки платежа в иностранной валюте по экспорту и импорту, что расширяет область валютных операций, на которые распространяется действие валютных ограничений: установлен порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу.

Важное значение имеет принятый Государственной Думой в мае 1999 г. закон, который предоставят Банку России право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории офшорных зон иностранных государств. На основании этого закона Центральный банк ввел с 1 сентября порядок, в соответствии с которым коммерческие банки должны формировать резервы под операции с банками в офшорных зонах в размере до 50%. По данным
Центрального банка, установление этого порядка привело к ощутимому сокращению утечки капиталов: если в первом полугодии 1999 г. среднемесячный вывоз капитала в офшорные зоны оценивается в 1 млрд дол.. то за последующие четыре месяца - 530 - 550 млн долларов.

Условия кредитов. Кредиты МВФ России и другим странам бывшего СССР обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержатся в разрабатываемых ими совместно с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. При этом МВФ добивается неукоснительной и последовательной реализации согласованных условий. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являются зачастую составной частью международных пакетов финансовой помощи, то Фонд, формулируя свои требования к этим странам, практически выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих стран
"семерки".

Степень конфронтационности отношений между МВФ и страной-заемщицей, остроты и жесткости "торга" при согласовании условий кредита зависит от того, в какой мере стоящие у власти в стране силы разделяют идеологические установки и методологические подходы Фонда. Наиболее безоблачные отношения между МВФ и руководством России приходятся на те периоды, когда экономическая политика страны определялась так называемыми
"младореформаторами", т. е. наиболее последовательными приверженцами либеральной идеологии (правительство во главе с Е. Гайдаром в 1992 г., пребывание во главе экономического блока А. Чубайса - 1994 -1996 гг., правительство С. Кириенко в 1998 г.). Однако и эти политики в своих отношениях с МВФ не могут переступить известную черту - она определяется их оценкой величины жертв, которые население способно вынести, социальной ценой, которую страна в состоянии заплатить за полученные кредиты.

Ранее уже говорилось, что требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы: либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

Исходя из монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Соответственно, главным стержнем всех стабилизационных программ, которые он согласовывал с
Россией, была установка на возможно большее сокращение этого дефицита. Уже в 1992 г. Фонд настоял на включении в экономическую программу, в рамках которой в августе этого года был предоставлен первый кредитный транш в размере 1 млрд дол.. весьма жесткого задания по государственному бюджету – удержание дефицита на уровне, не превышающем 5% ВВП. Однако в условиях глубокого экономического кризиса власти не смогли выполнить это требование.
При расчете по методологии МВФ, т. е. с учетом процентных платежей по государственному долгу (по этой методологии рассчитаны и данные за последующие годы), дефицит федерального бюджета составил в 1992 г. 22.4%
ВВП и бюджета так называемого "расширенного правительства", а это значит включающего бюджеты регионов и внебюджетных фондов. – 18.4% ВВП.

В экономической программе 1993 г., под которую МВФ предоставил первую половину кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований, предусматривалась уже более реалистичная цель - сокращение дефицита бюджета расширенного правительства до уровня в 10% ВВП. На этот раз цель была достигнута: указанный дефицит составил 9.4% ВВП. Правда, в следующем 1994 г. он увеличился до 10.4% ВВП (дефицит федерального бюджета
- 11.4% ВВП), хотя меморандум об экономической политике 1994 г. предусматривал ограничение бюджетного дефицита однозначной цифрой.

Экономические программы, выполнением которых обусловливалось предоставление кредита "стэнд-бай" в 1995 г. и кредита в рамках механизма расширенного кредитования на 1996 - 1999 гг., характеризовались существенным ужесточением финансовой политики. В 1995 г. предполагалось сократить дефицит федерального бюджета до 6% ВВП, по сравнению с 11% в предыдущем году, т. е. почти в 2 раза. а в дальнейшем довести его до уровня в 4% в 1996 г. и 2% ВВП в 1998 г. Что касается 1995 г., то целевая установка была реализована (дефицит федерального бюджета - 5,4% ВВП и расширенного правительства - 5,7% ВВП), а вот в 1996 г. дефицит федерального бюджета, вместо планировавшегося сокращения, вновь возрос - до
9.1% ВВП (дефицит бюджета расширенного правительства - 9.4% ВВП). По- видимому, не в последнюю очередь это произошло в связи с президентскими выборами.

Программа экономической политики России в 1998 - 1999 гг., которую предполагалось осуществлять при содействии дополнительной финансовой помощи со стороны МВФ и Всемирного банка, была нацелена на противодействие нараставшему финансовому и валютному кризису. Особый упор в ней делался на дальнейшем ужесточении финансовой дисциплины, в связи с чем предполагалось сократить дефицит федерального бюджета с намечавшихся 5,6% ВВП в 1998 г. до
2,8% в 1999 г. Для обеспечения этого планировалось перестроить налоговую систему, улучшить механизм сбора налогов, что должно было привести к увеличению бюджетных доходов с 10.7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г. С целью ослабления давления на рынок ГКО правительство предлагало в добровольном порядке обменивать их на номинированные в долларах и других иностранных валютах еврооблигации с более длительными сроками погашения, которое производилось бы на основе рыночных ставок.

Наконец, экономическая программа России 1999 г., которая послужила основанием для предоставления кредита "стэнд-бай" в июле 1999 г., предусматривает первичный, т. е. без учета обслуживания государственного долга, профицит федерального бюджета в 1999 г. на уровне 2% ВВП по сравнению с первичным дефицитом в 1998 г. и размере 1.3% ВВП (МВФ первоначально добивался профицита в размере 3.5% ВВП). Общий размер дефицита федерального бюджета должен сократиться с 5,9% ВВП в 1998 г. до
5.1% ВВП (дефицит бюджета расширенного правительства - также 5.1 % ВВП).

С целью увеличения доходов повышаются ставки действующих налогов и вводятся новые налоги, расширяется налогообложение потребления.
Предполагалось использовать широкий набор мер для улучшения сбора налогов, противодействия уклонению от уплаты налогов, устранения налоговых зачетов.
В частности, предусмотрено прекращение доступа к нефтепроводам нефтедобывающим компаниям, уличенным в уклонении, от уплаты налогов. Власти должны были определить очередность бюджетных расходов и строго контролировать расходы министерств и ведомств. На данный момент есть основания полагать, что предусмотренные на 1999 г. параметры (федерального бюджета будут выдержаны. Утвержденный Госдумой (федеральный бюджет-2000 предусматривает первичный профицит в размере не менее 3.18% объема ВВП и предельный дефицит с учетом расходов на обслуживание государственного долга
- 1.08% величины ВВП.

Другая категория требований МВФ к России - ужесточение денежно- кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в частности. ограничение кредитной эмиссии Банка России по второй половине 1992 г. объемом в 700 млрд рублей.

Ужесточение денежно-кредитной политики, которое предполагало, в частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в соответствие с рыночными тенденциями, сдерживание увеличения денежного предложения, предусматривали и договоренности о предоставлении кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований в 1993 и 1994 гг.
Действительно, ставка рефинансирования повысилась с 80% годовых на конец
1992 г. до 210% в конце 1993 г. На уровне, близком к этому (177.9%) она находилась и в конце 1994 г. Соответственно, стали понижаться и темпы прироста денежной массы.

С конца 1994 г. исключительным макроэкономическим приоритетом стала борьба с инфляцией, в связи с чем начали жестко блокироваться источники внутреннего денежного предложения. В соответствии с этим ключевым элементом денежно-кредитной политики, проведением которой обусловливалось предоставление резервного кредита "стэнд-бай" в 1995 г., стало полное прекращение практики (финансирования бюджетного дефицита за счет прямых льготных кредитов Центрального банка. Этот дефицит теперь покрывается с помощью двух источников - во-первых, выпуска и размещения на финансовом рынке государственных пенных бумаг (ГКО-ОФЗ) и. во-вторых, привлечения кредитов международных организации, главным образом по линии МВФ. Объем чистого кредита денежных властей расширенному правительству подлежал сокращению с 8% ВВП в 1994 г. до менее 3% в 1995 г. В последующие годы власти также должны были сдерживать темпы расширения объема кредита и денежного предложения. В результате этих мер прирост денежной массы
(агрегат М2) действительно существенно замедлился: в 1995 г. он составил
2.3 раза, в 1996 г. - 33,7% и в 1997 г. - 30.3%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.