Рефераты. Международный валютный фонд - российский аспект p> Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие постоянного крупного активного сальдо торгового баланса.
Оно возросло с 17.7 млрд дол. В 1994 г. до 22,9 млрд дол. в 1996 г.. В 1997 и 1998 гг. произошло сокращение этого сальдо практически до уровня 1994 г.
Однако только за первые три квартала 1999 г. оно составило 21.2 млрд дол.. а по итогам года, согласно имеющимся оценкам, может достичь уровня в 29,6 млрд долларов

Устойчивое повышение поступлений над платежами по внешней торговле действительно содействует текущей макроэкономической стабильности. Однако, судя по опыту ряда стран, такое положение вещей не столько свидетельствует об экономическом здоровье страны, сколько сопутствует экономическому спаду, поскольку является прямым результатом ограничения импорта вследствие сокращения инвестиционной активности и уменьшения потребительского спроса.

Важно то, каким образом формируется активное сальдо торгового баланса.
В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сырья, т. е. Практически энергоносителей (около половины всей стоимости экспорта в страны дальнего зарубежья), а также продуктов первичного передела (металлы, продукция химической промышленности, целлюлозно-бумажные изделия). Доля последних увеличилась с 12% в 1990 г. до
45.4% в 1998 г., т. е. в 3.8 раза. В 1998 г. на продукцию топливно- энергетического комплекса, сырье и полуфабрикаты в совокупности приходилось
85.6% российского экспорта в страны дальнего зарубежья (в 1990 г. - 55%).
Оборотной стороной расширения экспорта энергоносителей и сырья являлось сокращение вывоза машин, оборудования и транспортных средств, несмотря на значительное увеличение поставок вооружений. Доля такой продукции и объеме экспорта в страны вне СНГ уменьшилась с 18% в 1990 г. до 33.8% в 1997 г., т. е. более чем в 2 раза (в 1998 г. - 9.3%)

Нынешняя структура внешнеторговых связей России сводится преимущественно к тому, что импорт продовольствия и потребительских товаров обеспечивается за счет экспорта энергоносителей и сырья, т. е. расходования национальных невозобновляемых ресурсов, производство которых к тому же связано с высокой экологической нагрузкой. При этом масштабы "проедания" нефтедолларов, за которое и свое время упрекали руководство СССР, в настоящее время еще более возросли.

Экс-премьер-министр России В. Путин на встрече с главами субъектов
Федерации в октябре 1999 г. сказал, что Россия "вошла в мировую экономику в роли сырьевого придатка развитых стран". По его словам, это явилось результатом проводившегося и 90-е гг. "курса на интеграцию в мировую экономику любой ценой". Вряд ли следует мириться с сохранением подобной перспективы.

Возвращаясь к вопросу об активном сальдо торгового баланса России, следует признать, что оно является результатом не целенаправленной политики властей, а сочетания ряда благоприятных факторов конъюнктурного характера.
Падение цен на нефть, сырье и другие товары российского экспорта привело к уменьшению этого сальдо до 17.4 млрд дол в 1997 г. и 17.3 млрд дол. в 1998 г. В первом полугодии 1998 г. избыток по внешней торговле сократился даже до уровня 2.5 млрд дол. по сравнению с 9.5 млрд дол. за соответствующий период 1997 с. Новый рост цен на нефть, а также резкое сокращение объема импорта в связи с последствиями девальвации рубля вызвали в 1999 г. рекордный рост внешнеторгового профицита. Однако следует учесть то, что этот профицит представляет собой эквивалент чистого оттока из страны реальных экономических ценностей, которые оказываются на данное время потерянными для внутреннего инвестиционного и личного потребления.

В связи с тем, что балансы услуг и доходов России постоянно дефицитны, активное сальдо по счету текущих операций намного меньше, чем сальдо по торговле товарами. Однако и оно было весьма внушительно - 7.8 млрд дол. в
1995 г. и 12.0 млрд дол. ч 1996 г. В результате сокращения активного сальдо торгового баланса и резкого роста объема выплат инвестиционных доходов нерезидентам избыток счета текших операций уменьшился в 1997 г. до 4,0 млрд дол. и в 199S г. – до 2,4 млрд дол. Однако в 1999 г. этот избыток снова существенно возрастает.

В принципе поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодолению экономического кризиса. Однако и условиях либерализации механизма валютных связей властям не удастся найти действенные рыночные инструменты. которые позволили бы канализировать поток этих средств в сферу производства. В результате они останутся преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности на руках у населения.

В 1997 г. итоговый прирост вложений в наличную иностранную валюту составил 13.4 млрд дол. т. е. в три с лишним раза превысил объем активного сальдо по счету текущих операций платежного баланса. Увеличение такого рода активов можно квалифицировать как одни из каналов оттока капиталов за рубеж.

Согласно оценкам Центрального банка, в настоящее время в обращении на территории. России находятся около 30 млрд дол. Денежная масса М2 составляла на начало июня 1999 г. 542.4 млрд руб., что в пересчете по валютному курсу рубля к доллару на тот момент эквивалентно 21.8 млрд дол.
Рублевая наличность в обращении (Мо) в конце июня 1999 г. - 216.3 .млрд руб. (8.9 млрд до.1.). Таким образом, сумма циркулирующих в стране наличных долларов превышает рублевую денежную массу более чем на 1/3, а величину рублевой наличности - почти в три с половиной раза. Существуют и более высокие оценки суммы наличной валюты на руках у населения - вплоть до 70
-8O млрд долларов.

При благоприятном состоянии счета текущих операции общий платежный баланс (аналитическое представление), при котором проводится водораздел между автономными, базовыми, повседневными сделками участников внешнеэкономической деятельности, а также значениями графика погашения долговых обязательств, с одной стороны, и уравновешивающими, компенсирующими государственными операциями - с другой, постоянно сводится с огромным дефицитом. В 1996 г. он составил 22.6 млрд долл в 1997 г. в связи главным образом с резким ростом вложений иностранцев в государственные ценные бумаги ( ГКО-ОФЗ) сократился до 12.3 млрд долл однако в 1998 г. вновь вернулся практически на уровень 1996 г. - 22.3 млрд долларов.

Превращение активного сальдо до текущим операциям а дефицит итогового платежного баланса объясняется и значительной мере необходимостью осуществления платежей согласно графику обслуживания официального внешнего долга выплаты процентов и возврат основной суммы). В соответствии с расчетами, на 1 января 2000 г. совокупный государственный внешний долг
России достигнет уровня 166,2 млрд дол. Это составляет 16,7% ВВП России, рассчитанного по паритету покупательной способности о 1996 г. и 60,0% ВВП в
1998 г при пересчете по среднегодовому официальному валютному курсу Банка
России. Суммы, подлежавшие выплате в счет обслуживания и погашения внешней задолженности, составляли: в 1996 г. - 18,7 млрд долл- в 1997 г. - 14.2 млрд дол. и в 1998 г. - 14,6 млрд долларов.

Казалось бы, погашение внешней задолженности должно осуществляться за счет избытка по счету текших операций. Однако в условиях свободной конвертируемости рубля власти не могут непосредственно использовать этот избыток для таких целей. Практически он "съедается" чистым вывозом капиталов из России. Основными каналами этого вывоза, помимо названного выше увеличения вложений в наличную СКВ, являются: прирост остатков на текущих счетах и депозитов; предоставленные иностранцам экспортные кредиты в форме отсрочки платежа; импортные кредиты в виде предоплаты за товарные поставки; невозвращение в срок экспортной валютной выручки; непоступление товаров в погашение импортных авансовых платежей. В 1997 г. общая сумма чистого увеличения активов по всем этим позициям составила 30.7 млрд дол. и в 1998 г. - 13.5 млрд долларов.

Основным источником уравновешивания дефицита общего платежного баланса служит внешнее финансирование. Оно включает средства, предоставляемые международными валютно-финансовыми организациями, в первую очередь МВФ и
Всемирным банком, двусторонние межгосударственные кредиты, займы частных коммерческих банков, полученные сектором государственного управления или под его гарантию, суммы, поступившие от размещения еврооблигаций, наконец, просрочки и переносы платежей по обслуживанию и возврату внешнего долга. По имеющимся данным. общая сумма средств, поступивших из-за рубежа по линии государства - выделенных международными организациями и странами Запада, а также позаимствованных на еврорынке. составила к началу 1999 г. 45 млрд. дол. Одновременно, по оценке А. Лившица вследствие экономического кризиса. политической неустойчивости, а также несовершенства валютного контроля страну как по официальным каналам, так и нелегально, в обход действующего валютного законодательства, с 1992 г. покинули капиталы на общую сумму около 150 млрд дол. Называют и более впечатляющие цифры - до 300 млрд долл.
Таким образом, Россия является не получателем средств от Запада, а. по сути дела, его кредитором.

Растущее бремя внешнего долга, долларизация экономики, утечка капиталов периодически оказывают сильное давление на официальные золотовалютные резервы. Отсюда - актуальная потребность в наличии такого их объема, который позволял бы противостоять валютным кризисам, обеспечивать устойчивость валютного курса.

По международным стандартам минимально приемлемым значением критерия достаточности золотовалютных резервов считается величина, эквивалентная стоимости импорта товаров и нефакторных услуг за три месяца. Своего рекордного уровня за все время, начиная с 1992 г. объем резервов достиг в середине 1997 г.. когда он составлял 24.5 млрд дол. Это обеспечивало финансирование стоимости импорта товаров и услуг за 3.7 месяца. В результате (финансового и валютного кризиса к началу 1999 г. величина резервов сократилась до уровня 12.2 млрд дол. (эквивалент стоимости импорта товаров и услуг только за 2 месяца). На 1 ноября 1999 г. их объем составлял
11.7 млрд долл т. е. сократился по сравнению с уровнем середины 1997 г. в два с лишним раза. Очевидно, что увеличение государственных золотовалютных резервов является в настоящее время одним из главных приоритетов макроэкономической политики.

Подытоживая развитие событий, связанных с введением конвертируемости рубля, председатель Центрального банка В. Геращенко высказался следующим образом: "Наши макроэкономисты твердят, что на настоящем рынке должно быть как можно меньше каких бы то ни было ограничений. Вот недавно Россия присоединилась к статье VIII устава (Статей соглашений) МВФ, которая объявляет страну к валюту страны конвертируемой по текущим операциям без каких-либо ограничений. Вроде бы это все вещи полезные и помогают избежать дискриминации. Но с другой стороны - может быть. они пока несколько преждевременные. Мы еще не можем в полной мере конкурировать с промышленно развитыми государствами".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.