Для расчета налоговой нагрузки использовались данные приложения Б.
В целом по городу Саяногорску в 2006 году наблюдается снижение налоговой нагрузки на рубль произведенной и реализованной продукции по основным отраслям промышленности. Однако в 2007 году отмечается рост налоговой нагрузки по сравнению с 2005 годом: на 10% по произведенной продукции и на 16% по реализованной продукции. По предприятиям топливной промышленности, электроэнергетики, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности в рассматриваемом периоде наблюдается рост налоговой нагрузки на рубль произведенной и реализованной продукции в динамике. Вследствие ежегодного повышения тарифа на электроэнергию предприятиями электроэнергетики, увеличиваются платежи по налогу на прибыль в бюджет, в результате этого наблюдается динамическое увеличение налоговой нагрузки по этой отрасли.
Анализ поступления налогов в бюджеты разных уровней в разрезе видов налогов глубже выявит причины изменения поступления налогов в консолидированный бюджет по основным отраслям экономики.
В приложении В представлена динамика отчисления налогов в бюджеты трёх уровней по видам налогов.
В 2006 году наблюдается положительная динамика роста налоговых поступлений по территориальному бюджету (темп роста 142%) и снижение доли федерального бюджета (темп роста 5,8%), связанное с возмещение налога на добавленную стоимость. В 2007 году темп роста по территориальному бюджету составляет 141%, по федеральному бюджету – 865%.
Темп роста поступления налога на прибыль в 2007 году в республиканский и местный бюджеты составляет в среднем 156%. В 2006 году, так же как и в 2007 году, налог на прибыль, поступивший в консолидированный территориальный бюджет, распределился следующим образом: 90% налога поступившего в консолидированный бюджет Республики Хакасия зачислен в республиканский бюджет, 10% - в бюджет города Саяногорска.
По налогу на доходы физических лиц наблюдаются следующие темпы роста: в 2006 году по республиканскому бюджету – 161%, по местному бюджету – 158%; в 2007 году по республиканскому бюджету – 158%, по местному бюджету – 96%.
По налогу на имущество в 2005 году в консолидированный территориальный бюджет перечислено 410678 тысяч рублей, из них с республиканский бюджет поступило 60,3%, в местный бюджет – 39,7%. В 2006 году в консолидированный территориальный бюджет поступило 438192 тысяч рублей (темп роста по сравнению с предыдущим годом 106,7%), из них 77,8% поступления налога на имущества перечислено в республиканский бюджет, 22,2% - в местный бюджет. В 2007 году в консолидированный территориальный бюджет поступило 619209 тысяч рублей (темп роста 141%), из них 96% поступило в республиканский бюджет, 4% - в местный бюджет.
Темп роста налога на имущество в республиканский бюджет составляет: в 2006 году – 137%, в 2007 году – 175%. Темп роста налога на имущество в местный бюджет в 2006 году составил 60%, в 2007 году – 22,7%.
Тенденция сокращения поступления налога на имущество в местный бюджет объясняется тем, что с 1 января 2006 года вступил в силу Закон Республики Хакасия от 05.07.2005 №37-ЗРХ «О нормативах отчислений от федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в местные бюджеты в Республике Хакасия». Данным Законом не предусмотрено отчисление налога на имущество организаций в местные бюджеты.
В целом в консолидированный территориальный бюджет в 2005 году поступило 1704929 тысяч рублей, из них в республиканский бюджет зачислено 84%, в бюджет города Саяногорска – 16%. В 2006 году в республиканский бюджет зачислено 86% от поступления налогов в консолидированный территориальный бюджет, в местный бюджет – 14%. В 2007 году в бюджет Республики Хакасия зачислено 88% налогов, поступивших в консолидированный территориальный бюджет, в бюджет города Саяногорска – 12%. Таким образом, наблюдается тенденция сокращения доли поступления налогов в бюджет города Саяногорска в сравнении с республиканским бюджетом. Это прослеживается также при рассмотрении налогового бремени на душу населения.
При расчете, представленном в таблице 3.15, используется среднегодовая численность постоянного населения за период 2005-2007 гг.
Таблица 3.15 – Расчет величины налогов, приходящихся на душу населения в городе Саяногорске
Год
Среднегодовая численность постоянного населения, чел.
Величина налогов на душу населения, тыс. руб.
из них поступило в республиканский бюджет, тыс. руб.
в местный бюджет, тыс. руб.
2005
63930
7,15
5,06
2,09
2006
63900
11,18
7,94
3,24
2007
63800
15,82
12,66
3,15
Расчет величины налогов, приходящихся на душу населения в городе Саяногорске показал, что ежегодно налоговая нагрузка увеличивается. Величина налогов, приходящаяся на душу населения: в 2006 году составила 11 180 рублей, темп роста к предыдущему году 56%, в 2007 году составила 15 820 рублей, темп роста 41%. При этом доля местного бюджета в налоговой нагрузке ежегодно уменьшается, если в 2005 году на местный бюджет приходилось 16% налоговой нагрузки, то уже в 2007 году она составила 12%
И все же доходы бюджета города Саяногорска ежегодно растут (темп роста налоговых доходов в 2006 году – 127%, в 2007 году – 117%), и это примечательно на социально-экономическом развитии города. Успехи политики экономического роста в муниципальном образовании город Саяногорск нашли свое отражение в конечном результате - в степени повышения качества жизни населения.
Ежегодно вместе с бюджетом на очередной финансовый год утверждается Перечень муниципальных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета муниципального образования город Саяногорск. В перечень включено около 20 целевых программ. К основным и в большей мере финансируемым относятся следующие программы:
- Капитальное строительство, реконструкция и модернизация объектов муниципального образования г. Саяногорск на 2007 - 2009 гг.
- Комплексное выполнение мероприятий по пожарно-охранной безопасности в муниципальных учреждениях муниципального образования г. Саяногорск на 2005 - 2009 гг.
- Развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения муниципального образования г. Саяногорск в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Необходимо отметить, что увеличивается сумма финансирования по целевым программам. Если в 2006 годов было профинансировано на сумму 19 миллионов рублей, но в 2007 году эта объем финансирования увеличился в 3 раза и составил 65 миллионов. По предварительной оценке в 2008 году объем финансирования муниципальных целевых программ составляет 74 миллиона рублей, темп роста составляет 113%.
В целях сохранения тенденции социально-экономического развития муниципального образования наиболее вероятным решением проблемы является дальнейшее реформирование межбюджетных отношений на региональном уровне и проведение ряда мер по совершенствованию системы пополнения доходов местного бюджета.
3 Совершенствование системы пополнения бюджетов муниципальных образований
3.1 Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований
Как было отмечено ранее, дальнейшее реформирование местного самоуправления вкупе с проводимой реформой бюджетного процесса в стране предопределяют высокую актуальность проблем создания прочной финансовой базы муниципалитетов, основу которой составляют местные бюджеты [16].
В первую очередь проблемы эти связаны с увеличением доходной части местных бюджетов преимущественно за счет налогов как необходимого условия сбалансированности бюджетов и реализации принципа самостоятельности местной бюджетной системы [17].
Следует отметить, что в результате реформ межбюджетных отношений достигнута определенная стабильность в формировании доходов бюджетов всех уровней, произошел значительный рывок в росте доходов [18]. Но до конца вопрос о межбюджетных отношениях все же не отработан. Особенно это касается бюджетной системы местного уровня, о чем свидетельствует такое положение, когда в общей структуре доходов местных бюджетов Российской Федерации к 2007 году налоговые доходы составляли порядка 30%, межбюджетные трансферты из субъектов Российской Федерации — 26%, делегированные полномочия — 33%. Из этих полномочий большая часть, почти 94%, — это те, которые делегированы муниципалитетам субъектами Российской Федерации.
Основная часть бюджетов муниципальных образований высокодотационна. Так, 63% всех таких образований имеют дотационность от 50% до 100% и всего лишь 9% муниципальных образований — от 0 до 10% [19]. Это связано, прежде всего, и больше всего с тем, что различия в уровне социально-экономического развития между муниципалитетами, также как и между субъектами Российской Федерации, довольно значительны, что особенно сильно проявляется в муниципальных бюджетах [3].
Разветвленная система бюджетного регулирования, организуемая государством, не в полной мере обеспечивает сбалансированность местных бюджетов. Реализация же их собственных прав и обязанностей в данном вопросе непосредственно связана с возможностями наращивания собственного налогового потенциала, что и должна учитывать бюджетно-налоговая политика государства.
В данной связи заслуживают внимания, прежде всего, такие перспективные налоговые источники, как налоги на совокупный доход, на имущество и на доходы физических лиц.
Муниципальные власти заинтересованы в росте налоговых поступлений в местные бюджеты за счет расширения и увеличения налогооблагаемой базы, увеличения числа лиц, занятых предпринимательской деятельностью, роста дохода граждан, проживающих на той или иной территории [20]. Преимущества налогообложения малого бизнеса наиболее ощутимы именно на местном уровне, поскольку создание всех необходимых условий и стимулов для его развития находится в ведении именно муниципалитетов. Примерной моделью для обложения малых предприятий могут служить промысловые налоги, применяемые в Германии и Франции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17