Следующим направлением анализа является факторный анализ, с помощью которого определяется влияние отдельных факторов на показатели финансовых результатов. Также факторный анализ позволяет выявить причины изменений показателей прибыли, а значит разработать соответствующие рекомендации.
Особое внимание в процессе анализа финансовых результатов следует обратить внимание на наиболее значимую и существенную статью их формирования - прибыль (убыток) от продаж товаров, продукции, выполненных работ и оказанных услуг как важнейшую составляющую экономической и балансовой (чистой) прибыли и зачастую по своему объему превышающую ее.
Поскольку руководство организации интересует, прежде всего, прибыль от продаж, которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью, то данному показателю уделяется особое внимание, поэтому в дальнейшей части курсовой работы будет приведена методика факторного анализа прибыли от продаж.
Вообще в настоящее время существует несколько методик факторного анализа прибыли от продаж. Принципиальное их различие заключается в количестве определяемых факторов и в источниках информации, используемых для проведения анализа. Однако наиболее реальное значение имеет применение методики факторного анализа, основанной на данных формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В связи с процессом постоянного развития аналитических возможностей бухгалтерской отчетности, в частности « Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа изменения прибыли от продаж под влиянием следующих факторов: изменения объема продаж; изменения уровня валовой прибыли; изменения уровня коммерческих расходов и уровня управленческих расходов.
В соответствии со второй методикой факторного анализа прибыли от продаж (Л. А. Донцова, Н.К. Никифорова) на изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы:
1)изменение цен;
2) изменение объема продаж (в количественном выражении);
3) изменения уровня себестоимости продаж;
4) изменение уровня коммерческих расходов;
5) изменение уровня управленческих расходов
Практически все данные также берутся на основании формы № 2. Также необходимо учитывать средний индекс потребительских цен (можно использовать также средний уровень инфляции).
Следующая методика анализа прибыли от продаж ориентирована на данные управленческого учета и приводится в учебных пособиях А.Д. Шеремета, Л. Т. Гиляровской и других авторов. В соответствии с ней на изменение прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
изменении физического объема продаж (прямое влияние);
изменение себестоимости отдельных видов продукции (обратное влияние);
изменении цен на отдельные виды продукции (прямое влияние);
изменение структуры реализованной продукции, то есть соотношение отдельных видов продукции с разными уровнями рентабельности;
изменение управленческих и коммерческих расходов
Для проведения факторного анализа по данной методике необходимо составить таблицу по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
4. Факторный анализ прибыли от продаж на примере конкретного предприятия
Оценить состав и динамику элементов формирования прибыли от продаж и чистой (нераспределенной) прибыли следует на основе достоверных данных формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» с учетом разделения прочих доходов и расходов на операционные и внереализациионные.
Для проведения анализа динамики и состава прибыли составим таблицу.
Таблица № 1:
№ п/п
Показатель
Отчетный год
Предыдущий год
Отклонение (гр.1-гр.2)
Уд. вес, %
Отклонение в %
Темп роста в %
отчетный год
предыдущий год
1
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг)
2497318
2248000
+249318
100
-
100,7%
2
Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг)
1336925
1049325
+287600
53,54
46,68
+6,86
127,40%
3
Валовая прибыль (п.1-п.2)
1160393
1198675
-38282
46,47
53,33
-6,86
96,806%
4
Коммерческие расходы
61420
28430
+32990
2,46
1,27
+1,194
216,04%
5
Управленческие расходы
484571
391410
+93161
19,40
17,42
+1,99
123,8%
6
Прибыль (убыток) от продаж (п.1-п.2-.п4-п.5)
614402
778835
-164433
24,61
34,65
-10,04
78,89%
7
Операционные доходы
47000
+47000
1,89
+1,89
100 %
8
Операционные расходы
116200
118300
-2100
4,66
5,26
-0,61
98,23%
9
Внереализационные доходы
154100
74300
+79800
6,17
3,31
+2,87
207,4%
10
Внереализационные расходы
64900
151500
-86600
2,60
6,74
-4,15
42,84 %
11
Прибыль (убыток) до налогообложения (п.6+п.7-п.8+п.9+п.10+п.11+п.12-п.13)
634402
583335
+51067
25,40
25,95
-0,55
108,75%
12
Налог на прибыль и другие обязательные платежи
152256
140000
+12256
6,097
6,23
-0,13
108,75 %
13
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
482145
443335
+38810
19,31
19,73
-0,41
Как свидетельствует обобщающая информация данной таблицы о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к ним относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и другие.
Горизонтальный анализ показал, что в отчетном году по сравнению с прошлым выручка увеличилась на 249 318 тыс. руб. темп роста выручки от продажи составил 100,7 %, что означает, что в отчетном году выручка увеличилась на 0,7 % по сравнению с прошлым годом; себестоимость проданных товаров – на 287 600 тыс. руб. (возросла на 27,408 % по сравнению с прошлым годом). При этом валовая прибыль уменьшилась 38 282 тыс. руб. (по сравнению с прошлым годом прибыль снизилась на 3,19 %).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7