PV = + + = 20 + 30 + 50 = 100 руб
В этом случае суммарная величина дохода от инвестиционного проекта (130,28 руб.) на сегодняшний момент может быть оценена в 100 руб.
Если необходимо рассчитать абсолютный результат осуществленных инвестиций, то рассчитывают чистый приведенный доход, под которым понимается разность дисконтированных на один момент времени показателей дохода и капиталовложений, или, если доходы и вложения представлены в виде потока платежей, то в виде современной величины этого потока (табл. 5).
Таблица 5 – Распределение потоков платежей по инвестиционным проектам
Проект (в руб.)
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
6-й
7-й
А
-10
-15
5
15
20
-
Б
-20
-5
10
Без учета времени эффект по проекту Б выше, чем по проекту А:
А – 35 руб. (5 + 15 + 20 + 20 – 10 – 15);
Б – 40 руб. (5 + 10 + 10 + 20 + 20 – 20 – 5).
Чистый приведенный доход при ставке дисконтирования 12 % составит
А= + + + + + = 13,68 руб.,
Б = + + + + + + = 12,92 руб.,
т. е. с учетом дисконтирования более доходным окажется проект А.
Другой важный фактор, который необходимо учитывать при использовании финансовых ресурсов, – обесценение денег, или инфляция. Номинальный (применяемый в условиях инфляции) коэффициент дисконтирования может быть рассчитан следующим образом:
p = r + i
где p – номинальный коэффициент дисконтирования;
r –- обычный коэффициент дисконтирования;
i – индекс инфляции.
Учет временного аспекта функционирования и инфляционного обесценения финансовых ресурсов позволяет оценить эффективность их использования, рассчитать чистую эффективность и ответить на вопрос о том, сколько сегодня стоит доход, полученный в будущем. Подобный подход позволяет связать воедино этапы вложения сформированных ресурсов и получения дохода от их использования, будь то производственная или финансовая сфера их функционирования.
Поскольку одним из определяющих системообразующих факторов выступает время, то важность имеет оценка деятельности предприятия с учетом этой характеристики.
Рентабельность деятельности с учетом фактора времени (Рт), %
=
Прибыль
Затраты
х100
Период времени
Например, имеются два варианта деятельности. В первом случае в течение 30 дней планируется поступление выручки от реализации в размере 198 руб., из которой прибыль составит 35,2 руб. В другом случае прибыль в 32 руб. будет получена из выручки 180 руб. за 27 дней. Расчет наиболее выгодного варианта выглядит следующим образом:
Рт = (35,2 / 198) х 100 / 30 = 0,59 %;
Рт = (32 / 180) х 100 / 27 = 0,65 %.
Предпочтительным оказывается второй вариант, поскольку он обеспечивает повышенную дневную рентабельность, что способствует более быстрой оборачиваемости средств, а значит, эффективности их приращения. Раскладывая варианты деятельности на этапы, можно осуществлять сравнительный контроль результативности деятельности по реализуемым проектам. Снижающаяся норма рентабельности в единицу времени свидетельствует о понижении эффективности отдачи от используемых средств и сигнализирует о целесообразности переориентации финансовых потоков в более прибыльный проект.
Как объект управленческого воздействия система ресурсов должна быть формализованной, что позволит с наибольшей эффективностью применить разработанные алгоритмы и методики управления. Формой такой организации выступает бюджет. Бюджетирование, есть процесс составления и исполнения бюджетов предприятия для достижения поставленных целей. Бюджетирование является механизмом реализации системного подхода в практике организации финансовых ресурсов и позволяет учесть происходящие во внешней среде изменения, в полном объеме реализовать фазы управленческого цикла (нормирование, планирование, учет, анализ, регулирование) и стадии воспроизводственного процесса финансовых ресурсов (формирование и использование). Важность, при этом, приобретают методические аспекты бюджетной работы на предприятии.
Составление и исполнение бюджетов предприятия связано с его производственной деятельностью, которая в рыночных условиях осуществляется в соответствии с бизнес-планом, заключительными разделами которого являются финансовый план и стратегия финансирования.
Исходный момент финансового планирования – выработка и постановка цели. Система финансовых ресурсов служит реализации производственных целей предприятия и предполагает стоимостное выражение происходящих изменений. Важно согласовать стратегию деятельности с операционными задачами и измерить результаты деятельности и эффективность приращения стоимости. Постановка цели осуществляется с учетом прогнозов развития, как наиболее вероятных предстоящих тенденций. Прогнозирование есть функция координационного контура управления.
На основе спрогнозированных объемов продаж реализуется перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование, конечным результатом которых является составление и исполнение различных бюджетов. На основе полученных прогнозов объемов продаж планируются выручка от реализации, затраты на производство и реализацию продукции, прибыль периода. Пятилетние планы ежегодно корректируются в соответствии с изменившимися условиями, при этом второй год текущей пятилетки становится первым плановым, а пятый – четвертым, следом за которым добавляется еще один. Это позволяет оперативно, в соответствии с требованиями внешней и внутренней среды корректировать текущее развитие предприятия, сообразуясь с целями стратегического характера, в направлении которых выстраивается вектор движения. Такое «скользящее» планирование используется динамично развивающимися компаниями, оно позволяет выйти из годового цикла и учитывать последнюю достоверную информацию.
Отметим, что отчет о прибылях и убытках, баланс движения денежных средств, баланс активов и пассивов являются бюджетами, т. е. запланированной и утвержденной росписью доходов и расходов предприятия. Формой контроля подобных сбалансированных бюджетов служит матрица, где по вертикали приводятся направления использования финансовых ресурсов, а по горизонтали – источники финансирования. Матрица позволяет сбалансировать доходную и расходную части, определить целевую направленность используемых средств.
Бюджетирование как непрерывный процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов предприятия охватывает все уровни управления, а информация при этом может двигаться сверху вниз и снизу вверх. При восходящем движении рабочая информация или проекты бюджетов подаются от исполнителей к руководству, а в обратном случае происходит доведение до всех подразделений скорректированного и утвержденного бюджета компании или подразделений. Бюджетирование – это и процесс автоматизированной обработки и управления финансами предприятия. В разрабатываемом бюджете данные отражаются по плану и по факту, а компьютерное программное обеспечение позволяет оперативно отслеживать информацию и произошедшие в структуре ресурсов изменения.
Система финансовых ресурсов и соответствующие ей бюджеты могут быть охарактеризованы с временных и пространственных позиций. С позиции временного аспекта можно выделить уровни бюджетирования:
1) фактический, т. е. ранее исполненный бюджет, служащий основой для последующего планирования и анализа;
2) действующий, т. е. исполняемый бюджет с различной степенью детализации реализуемых показателей (квартал, месяц, декада);
3) перспективный, т.е. реализующий финансовую стратегию предприятия и разрабатываемый на срок от 1 года (краткосрочный) до 3–5 лет (среднесрочный) и более (долгосрочный). Такой бюджет свидетельствует о наличии у руководства долгосрочных планов в бизнесе и стремлении реализовать миссию данного предприятия.
Пространственная характеристика предполагает выделение бюджета всего предприятия (консолидированного бюджета материнской компании), характеризующего всю совокупность ресурсов, и бюджетов структурных подразделений.
Функционирование и динамика развития системы финансовых ресурсов обусловливают отображение процесса их воспроизводства (источников формирования направлений использования ресурсов) и оценку его эффективности.
Показанный подход к бюджетному планированию позволяет реализовать: 1) увязку достигнутого уровня финансового развития со стратегическими целями предприятия; 2) планомерное согласованное поступательное движение всех структурных подразделений предприятия; 3) контроль состояния и функционирования локальных систем финансовых ресурсов; 4) бюджетное обеспечение стратегии развития и полное использование имеющихся ресурсов.
На первом этапе введение на предприятии полного пакета бюджетов нецелесообразно, а при определении видов деятельности структурных единиц, по которым должны создаваться бюджеты, пригодиться зарубежный опыт планирования и анализа.
Метод планирования по центрам ответственности предполагает разработку матриц затрат, прибылей. Матрица затрат позволяет определить размер затрат структурных подразделений и виды используемых ресурсов. Столбцы матрицы показывают элементы затрат структурных подразделений предприятия, перечисленные построчно. При суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы можно определить плановую (или фактическую) величину затрат данного подразделения, что важно для принятия управленческих решений. При суммировании затрат в ячейках по столбцам матрицы можно вычислить величину каждого вида затрат, что необходимо для контроля затрат, установления цены и оценки рентабельности. Матрица прибылей строится аналогично, но здесь учитывается вклад каждого анализируемого подразделения в общую величину прибыли предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4