Рефераты. Макроэкономическая нестабильность, безработица и инфляция p> 3. Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Существует огромная разница в уровнях безработицы и инфляции в разных странах. Уровни безработицы отличаются потому, что страны имеют разные естественные уровни безработицы и часто находятся в разных фазах экономического цикла. В течение последних нескольких лет уровни инфляции и безработицы в США были низки по сравнению с целым рядом других промышленных стран.
Средние уровни безработицы и инфляции в девяти странах за пятилетний период:
|Страна |Средний ежегодный уровень |Средний ежегодный уровень |
| |безработицы в 1983-1987 гг. |инфляции в 1983 – 1987 гг. (%) |
| |(%) | |
|США |7.5 |3.3 |
|Канада |10.4 |4.6 |
|Австралия |8.7 |7.7 |
|Япония |2.8 |1.3 |
|Франция |10.1 |5.7 |
|Германия |7.2 |1.6 |

Источник: Статистическое управление при министерстве труда,
Организация экономического сотрудничества и развития.

3. ИНФЛЯЦИЯ

"Это было во время инфляции. В месяц я получал

200 биллионов марок.

Деньги выдавали по два раза в день и тут же устраивали на пол часа перерыв – чтобы успеть пробежаться по магазинам и хоть что-нибудь купить до того, как объявят новый курс доллара, после чего деньги обесценивались наполовину".

Эрих М. Ремарк "Три товарища"

Инфляция - продолжительный рост среднего уровня цен на все товары и услуги. Измерение уровня цен важно по двум обстоятельствам. Во-первых, для нас важно знать, каким образом изменился уровень цен на протяжении определенного периода времени. Во-вторых, поскольку ВНП представляет собой рыночную стоимость, или, иначе, денежную стоимость, всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года, денежные показатели используются в качестве наиболее распространенных показателей при сведении к единому основанию разнородных компонентов общего объема производства.

Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен является измерителем соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых "рыночной или потребительской корзиной" (Закон "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" принят
Государственной Думой 27 октября 1999 года, одобрен Советом Федерации 11 ноября 1999 года, вступил в силу 23 ноября 1999 года, действует до 31 декабря 2000 года), для данного временного периода и совокупной ценой идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Указанный ориентир, или начальный уровень, называется "базовым годом". Если представить сказанной в виде формулы, то мы получим:
|Индекс цен в данном году =|Цена рыночной корзины |х 100% |
| |в данном году | |
| |Цена аналогичной рыночной корзины | |
| | | |
| |в базовом году | |

Наиболее известным среди этих индексов является индекс потребительских цен (ИПЦ), рассчитанный для группы товаров и услуг, входящий в потребительскую корзину среднего городского жителя. В США индекс потребительских цен рассчитывается на основе цен 265 товаров и услуг по 85 городам страны. В общем виде индекс потребительских цен можно представить как отношение потребительской корзины базового года, оцененной в текущих ценах, к потребительской корзине базового года, оцененной в ценах базового года.

Если условно обозначить три блока, входящие в потребительскую корзину как: "Продукты питания" – пища; "Непродовольственные товары" – одежда;
"Услуги" - жилье, то расчет индекса потребительских цен будет выглядеть так, как это представлено в таблице.
|Товары |Кол-во |Цены |Объем производства|Цены |Объем производства |
| |(1982) |(1982)|1982г. в ценах |(1992)|1982 г. в ценах 1992 |
| | | |1982 г. | |г. |
|Пища |200 |2 |400 |5 |1000 |
|Одежда |150 |5 |750 |10 |1500 |
|Жилье |80 |10 |800 |20 |1600 |
|ИТОГО: |1950 | |4100 |

ИПЦ = 4100/1950 * 100% = 210,3%

Индекс потребительских цен – наиболее распространенный индекс цен. Он играет важнейшую роль в экономике, поскольку является базой для пересчета заработной платы, правительственных выплат и многих других платежей, в связи с чем, в экономике необходима единая методика его подсчета, которая в то же время объективно отражала бы изменение в уровне цен.

Для примера рассмотрим методику расчета ИЦП, которая верна с математической точки зрения и рекомендуется для расчетов ИЦП, но дает несколько иной результат, чем в предыдущем случае. Исходной формулой является следующая:

ИПЦ = (цена пищи 1992 / цена пищи 1982) * 100 * доля пищи +

+ (цена одежды 1992 / цена одежды 1982) * 100 * доля одежды +

+ (цена жилья 1992 / цена жилья 1982) * 100 * доля жилья.

Определив долю каждой группы в потребительской корзине и подставив цены, мы получим:

ИПЦ = 5/2 * 100 * 0.47 + 10/5 * 100 * 0.35 + 20/10 * 100 * 0.18 = 117,5
+ 70 + 36 = 223,5

Статистическая точность требует единой базы при расчете индексов, и в связи с этим индекс потребительских цен опирается на единую базу – объем производства базового года в первом случае или единые доли отдельных товаров в потребительской корзине во втором случае. В связи с этим индекс потребительских цен не отражает того, как изменение цены влияет на изменение доли потребления того или иного товара. Кроме того, индекс цен не в состоянии оценить какую долю в повышении цен занимают качественные улучшения товара. Например, автомобиль образца 1950 г. и автомобиль 1992 г. существенно отличаются качественными характеристиками. ИПЦ отличается от дефлятора ВНП тем, что дефлятор ВНП оценивает стоимость текущего объема производства в текущих ценах. Кроме того, дефлятор ВНП связан с товарами и услугами, которые образуют ВНП, а ИПЦ – только лишь с теми товарами и услугами, которые входят в потребительскую корзину.

Индекс цен является одним из основных параметров при измерении инфляции. Например, в 1987г. индекс цен на потребительские товары был равен
113.6, а в 1988г. – 118.3. Уровень инфляции для 1988 г. вычисляется следующим образом:
|Темп инфляции = |118,3-113,6 |х 100% =|3,97% |
| |118,3 | | |

Так называемое "правило величины 70" позволяет быстро подсчитать приблизительное количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
|Приблизительное количество | | |
|лет, необходимых для = |70 | |
|удвоения темпов инфляции | | |
| |темп ежегодного увеличения| |
| |уровня цен (%) | |

Экономисты различаю два типа инфляции.
. Инфляция спроса. Традиционно изменения в уровне цен объясняются избыточным совокупным спросом. Экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей.

Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный, реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой:

"Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".
. Инфляция, вызванная ростом издержек производства, или уменьшением совокупного предложения. Инфляция может также возникнуть в результате изменений издержек и предложения на рынке. В последние годы было несколько периодов, когда уровень цен взрос, несмотря на то, что совокупный спрос не был избыточным. Были периоды, когда и объем продукции, и занятость (свидетельство недостаточности совокупного спроса) уменьшались при одновременном увеличении общего уровня цен.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции – это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:
|Издержки на единицу продукции =|общие затраты | |
| |количество единиц продукции | |

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как эта происходит при инфляции спроса.

Два самых важных источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной зарплаты и цен на сырье и энергию.

Инфляция, вызванная повышением зарплаты, является разновидностью инфляции, обусловленной ростом издержек. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты. Более того, предположим, что этим повышение они установят новый стандарт зарплаты рабочих, которые не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции. Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых на рынок. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению уровня цен.

Инфляция, вызванная нарушением механизма предложения - другая основная разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек. Она является следствием увеличения издержек производства, а следовательно, и цен, которое связано с внезапным, непредвиденным увеличением стоимости сырья или затрат на энергию. Убедительным примером служит значительное повышение цен на импортируемую нефть в 1973 – 1974 гг. и в 1979 – 1980 гг. Поскольку за это время цены на энергию возросли, увеличились также издержки производства и транспортировки всей продукции в экономике. Это привело к быстрому росту инфляции, обусловленной увеличением издержек.

В реальном мире ситуация гораздо сложнее, чем предлагаемое простое разделение инфляции на два типа – инфляцию, вызванную увеличением спроса, и инфляцию, обусловленную ростом издержек. На практике трудно различить эти два типа. Например, предположим, что военные расходы резко возросли и, следовательно, увеличились стимулы для повышения спроса на рынках товаров и ресурсов, некоторые фирмы обнаруживают, что их расходы на зарплату, материальные ресурсы и топливо растут. В своих интересах они вынуждены поднять цены, поскольку увеличились издержки производства. Хотя в данном случае явно имеет место инфляция спроса, для многих предприятий она выглядит как инфляция, обусловленная ростом издержек. Трудно определить тип инфляции, не зная первичного источника, то есть подлинной причины роста цен и зарплаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.