Выработка на одного работника у таких крупных немецких лизингодателей автотранспорта, как Deutsche Leasing и VR-Leasing, составляла соответственно €4738 тыс. и €2359 тыс. в год. Для сравнения отметим, что в компаниях, работающих на российском рынке,— ГК «Скания Лизинг» и Europlan — аналогичные показатели равнялись €4241 тыс. и €318 тыс. в год [11].
Объем финансирования новых договоров лизинга в 2007 году составил $22 млрд. В 2008 году этот показатель сократился, несколько изменилась и структура финансирования [11].
Отметим два варианта прогноза относительно перспектив финансирования лизинга в России. Первый — пессимистический. Все очень плохо. Кредитование почти закрывается для большинства лизинговых компаний на продолжительный срок, и многие лизингодатели сворачивают свою деятельность. При таком сценарии будет нанесен более чем существенный ущерб всей экономике России и в особенности ее инвестиционной сфере.
Второй сценарий — оптимистический. Предоставляемые на долгосрочный период средства в банковский сектор многих стран и России предусматривают платность, срочность, возвратность. Эти деньги надо отработать, их надо вернуть и, кроме того, заплатить проценты за право пользования. Наиболее привлекательный инструмент для решения этих задач — лизинг. Высокая доходность на российском рынке, увеличение разницы между ставками в мире и в России при банковском кредитовании, по облигационным купонам, при секьюритизации лизинговых активов, других позиций финансирования в конечном итоге приведет к переливу капитала. Капитал всегда стремится туда и постольку, где и поскольку для него созданы более благоприятные условия, в том числе по повышению уровня доходности на вложенные средства. Но это произойдет не сразу. Понадобятся месяцы, чтобы финансовые потоки начали восстанавливаться.
Вероятно повышение конкуренции на рынке капитала, которая, в свою очередь, повлияет в дальнейшем на сокращение ставок на отечественном рынке. В результате возможное уменьшение темповых характеристик развития лизинга автотранспортных средств в 2008—2009 годах может смениться их последующим ростом в 2010—2011 годах.
Возможность вырваться вперед, скорее всего, получат те лизинговые компании, которые сумеют привлечь более дешевые финансовые ресурсы. В связи с этим усилится процесс концентрации лизингового бизнеса и получат развитие сделки слияний и поглощений лизинговых компаний, купли-продажи контрактов и портфелей.
Leaseurope применяет упрощенную методологию расчета уровня концентрации, согласно которой расчет ведется по количеству компаний, владеющих определенной частью лизингового рынка. В России четверть рынка автолизинга приходилась на долю пяти лизингодателей, половина — у 14 компаний.
По данным Ассоциации лизинговых компаний Италии, на долю первых 15 лизингодателей коммерческого автотранспорта этой страны приходилось 43,4% стоимости всех сделок. Для сравнения отметим, что в России уровень концентрации автолизинга был более высоким — 51,8% [11].
На конференции в Барселоне и в обращении правительства к Северо-Западной лизинговой ассоциации предлагалось:
— предоставить лизинговым компаниям, как и банкам, право на получение кредитов на поддержание ликвидности и на реализацию новых проектов. Это позволит повысить контроль за обоснованным использованием государственных средств в период кризиса;
— предусмотреть при выдаче кредитов банкам адресность их использования, указав, что в определенном объеме они должны быть направлены для реализации инвестиционных проектов, включая лизинговые;
— ввести мораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключенным договорам;
— предусмотреть введение в действие механизма ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех при линейном методе начисления амортизации для первых трех амортизационных групп с 1 января 2010 года. Это позволит не нарушить принципы Гражданского и Налогового кодексов по двум основаниям: закон обратной силы не имеет; вносимые изменения не должны привести к ухудшению положения налогоплательщика;
— законодательно закрепить в Налоговом кодексе право лизинговых компаний на использование инвестиционной льготы, предоставленной производственным предприятиям, и др.
Скорее всего, предложенные меры позволят придать импульс инвестиционной активности в стране, поскольку в деятельности лизинговых компаний аккумулируются интересы большого количества предприятий и организаций.
2.3.2 Лизинг в нефтегазовой отрасли
Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли, планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающих предприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однако специфические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данном сегменте.
Износ основных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хуже обстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяются производимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более 65% [13].
Интенсивная нефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительному усложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощила материальную базу отрасли.
Сказывается и значительное отставание во внедрении современных технологий бурения, переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отрасли требуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новых месторождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктуры транспортировки продукции и т. д. Это создает самые широкие возможности для использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособность компаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.
Добывающие и перерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства в переоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционных программ в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудования для добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговых компаний.
Например, инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ее данным, могут составить около $45 млрд. [13]. Кроме того, последние нововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденцию отказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, также положительно отражаются на инвестиционной активности компаний.
В общем объеме российского рынка лизинга в 2007 году сегмент оборудования для нефтедобычи и переработки занял 4,5%, объем нового бизнеса в сегменте (сумма новых заключенных сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году — около 1,44 млрд руб.) [14].
В сегменте оборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено новых договоров лизинга почти на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке — 0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасль газодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтены показатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживанию лизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая 2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял 18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключила новых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», по информации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить в развитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб. [14].
В сегменте оборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как со стандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной состав и грузовая техника для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым, сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.
Первая часть указанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны, автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. В то же время специфическая часть оборудования несет в себе и специфические риски ввиду узкой сферы его применения (например, недвижимые неразборные конструкции).
В целом лизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должна уделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового состояния своего потенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываются исключительно за счет устойчивого финансового положения клиента.
Реализация предмета лизинга в случае дефолта лизингополучателя стороннему покупателю может стать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонны бетона и замурованная в них вышка для выкачивания нефти. Сама скважина при этом — это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, при наступлении дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензии на разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутят сами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательной площадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.
Помимо возможных финансовых проблем клиента существуют законы природы, по которым месторождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В этом случае оборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно придется снимать и перевозить на новое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшей реализации добывающей техники прорабатываются лизингодателями еще на этапе заключения сделки.
Второй особенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техника очень часто функционирует в агрессивной среде, а также в отдаленных регионах с затрудненным доступом. Это означает, что у лизингодателя возникает проблема обеспечения качественной страховой защиты оборудования в условиях ограниченного числа страховых компаний, работающих с подобными рисками.
На фоне высокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со стороны нефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодатели в надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техники для нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокий барьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.
«Во-первых, необходимо, чтобы в штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиеся не только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать контракт по поставке телеметрической системы для установки горизонтального бурения, производимой, например, поставщиком в Шотландии, гораздо сложнее, чем контракт на поставку автомобиля или даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждает Юрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».— Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отраслях суммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколько сот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многих видов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующей длины» [13].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7