Рефераты. Контроль над финансовой деятельностью предприятия p> В необходимых случаях в первичных документах могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, учреждения, основанием для совершения хозяйственных операций, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных операций.

В условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.

Записи в первичных документах должны производиться чернилами, химическим карандашом, пастой шариковых ручек, при помощи пишущих машин, и другими средствами, обеспечивающими сохранность этих записей в течение длительного времени, установленного для их хранения в архиве. Запрещается использовать для записей простой карандаш.

Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочерку.

На предприятии, в учреждении руководителем утверждается по согласованию с главным бухгалтером перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов. Количество лиц, имеющих право подписи документов на выдачу материальных ценностей, должно быть ограничено.

Подписи лиц, ответственных за состояние машиночитаемых первичных документов, могут быть заменены паролем или другим способом автоматизации, позволяющих однозначно идентифицировать подписи соответствующих лиц.

Дополнительные требования к порядку создания первичных документов, фиксируются факты совершения кассовых операций, операции с товаро- материальными ценностями, кредитных и расчетных обязательств, определяется
Законом Российской Федерации “О бухгалтерском учете”, Положением “О ведении кассовых операций”, правилами Центрального банка России и другими нормативными актами.

В случаях, установленных законодательством, бланки форм первичных документов могут относится к бланкам строгой отчетности. Порядок использования и учета бланков форм первичных документов строгой отчетности, а также круг предприятий, устанавливают министерства и ведомства в соответствии с указаниями Госкомстата Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации по вопросам унификации форм первичных документов и отнесении их в необходимых случаях к документам строгой отчетности.

Бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом).

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

В соответствии с Законом “О бухгалтерском учете” запрещается принимать к исполнению и оформления первичные документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей. Такие документы должны быть переданы главному бухгалтеру предприятия, учреждения для приятия решения.

Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отмену, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записей в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке
- оттиск штампа контролера, ответственного за их обработку.

Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки “Получено” или
“Оплачено” с указанием даты (числа, месяца, года).

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения.

График должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный документ, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышения уровня механизации и автоматизации учетных данных.

График документооборота может быть оформлен в виде схемы(см.: табл.
1.3 стр. 20), или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

Таблица 1.3.

Пример графика документооборота по предприятию, учреждению.

|Наиме-н|Создание документа |Проверка документа |
|ование | | |
|докумен| | |
|та | | |
| |коли-|от-в|ответ-|ответ|срок|от-в|кто |поря-|сро|
| | |ет-с| | |ис-п|ет-с|пред-|док |к |
| |чест-|твен|ствен-|ствен|ол-н|твен|став-|пред-|пре|
| |во |ный | |-ный |е-ни|-ный|ляет |ставл|дст|
| |эк-зе|за |ный за|за |я |за | |е-ния|авл|
| |мп-ля|вы-п|офор- |ис-по| |про-| | |е-н|
| |ров |ис-к|мление|лнени| |вер-| | |ия |
| | |у | |е | |ку | | | |
|требова| 2 |цех |ОМТС |склад|ежед|бух-|1 экз|при |еже|
|-ние | | |бухгал| |нев-|галт|- цех|от-че|дне|
| | | |-терия| |но |ерия|2 |те |в-н|
| | | | | |(до | |экз. |при |о |
| | | | | |... | |- |рее-с|(до|
| | | | | |ча-с| |склад|тре |...|
| | | | | |ов) | | | |ча-|
| | | | | | | | | |сов|
| | | | | | | | | |) |

За состоянием внутреннего контроля несет ответственность сама организация. Контроль за финансовой деятельностью предприятия осуществляется как постановкой самой системы внутреннего контроля, так и проведением ревизий, проверок и так далее. Проверки могут осуществлять как работники предприятия, так и приглашенные специалисты и службы, включая аудиторов со стороны.

2. СИСТЕМА ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ

Внутренний контроль необходимо отличать от внешнего контроля. С развитием рыночных отношений понятие контроля неразрывно связано с понятием аудита.

2.1. Аудит

Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающих уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Он имеет свою цель и логику и основывается на структурном подходе к принятию решений. Он не является беспорядочным и незапланированным. В ходе этого процесса получают и оценивают данные, влияющие на принятие аудиторских решений.

Независимая оценка объективных данных об экономических действиях осуществляется внешними аудиторами и относится к внешнему контролю
(аудиту).

Аудиторский контроль, широко применяемый в мировой практике, направлен на обеспечение достоверности бухгалтерского учета и отчетности, в чем одинаково заинтересованы предприятия (фирмы) в лице их владельцев
(акционеров), государство, в лице налоговой службы и аудиторы. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственной выгодой, что в условиях конкуренции способствует качеству проверки.

Правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определены Временными правилами “Аудиторской деятельности в
Российской Федерации”. Согласно этих правил аудиторская деятельность
(аудит) - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов
(аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Основными принципами являются: независимость, обязательность и ответственность.

1. Независимость выражается в том, что при проведении аудиторской проверке и составлении заключения аудиторы не зависят от аудируемой организации, от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручившим им проведение проверки, а также от собственников и руководителей аудиторских фирм, в которых он работают.

Исходя из этого принципа, в соответствии с Временным положением
“Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка не может проводиться: а) аудиторами, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители дети супругов); б) аудиторскими фирмами:

- в отношении экономических субъектов, являющихся их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых эти аудиторские фирмы являются учредителями, собственники, акционерами;

- в отношении экономических субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, филиалами (отделениями) и представительствами или имеющих в своем капитале долю этих аудиторских фирм; в) аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности.

2. Обязательность. Как установлено Временным положением “Аудиторской деятельности в Российской Федерации” аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. При этом если инициативная проверка проводится по решению собственников аудируемой организации, то обязательная не зависит от ее воли или желания.

Обязательная проверка может проводиться по поручению государственных органов. Это могут быть органы дознания и следователь, которые при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновляемого производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обязательствам, послужившим основанием дела для возбуждения
(возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству
(возобновлению производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок поведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.