Таблица 4.Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2007год
Наименование
Сумма,
тыс. руб.
Кредиты банков и бюджетные ссуды
200 000
Поступления от продажи акций (имущества), находящихся в собственности Удмуртской Республики
510 000
Прочие источники внутреннего финансирования – всего
в том числе:
поступления по отдельным соглашениям
дополнительная финансовая помощь из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета
600 000
300 000
Остатки средств бюджета на начало отчетного года
321 841
Итого
1 631 841
Таблица 5.Бюджет Удмуртской Республики на 2008 год
Доходы
12 428 676
Налоговые доходы
10 691141
Неналоговые доходы
219 565
Безвозмездные перечисления
1 517 970
Расходы
14 124 502
Общегосударственные вопросы
910 190
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
603 229
Национальная экономика
3 205 313
Жилищно-коммунальное хозяйство
28 139
Охрана окружающей среды
48 000
Образование
861 814
Культура, кинематография и средства массовой информации
262 346
Здравоохранение и спорт
1 080 334
Социальная политика
1 499 662
Межбюджетные отношения
Финансовая помощь бюджетам других уровней
5 625 475
2 430 333
Дефицит
1 695 826
Баланс
Таблица 6.Источники финансирования дефицита бюджета Удмуртской Республики на 2008 год
Сумма, тыс. руб.
Получение кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов
370 000
Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности
400 000
Остатки средств бюджетов
721 852
Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации
203 974
Таблица 7.Сравнительный анализ бюджетов Удмуртской Республики
на 2007 и 2008 года
Удельный вес в
2007 г., в % к итогу
2008 г., в % к итогу
100
64,0
86,0
3,4
1,8
18,5
12,2
Доходы целевых бюджетных фондов
14,1
0
4,6
6,5
3,8
4,3
10,3
22,7
0,3
0,2
0,5
2,7
6,1
1,0
1,9
7,4
7,6
9,7
10,6
31,1
39,8
Прочие
28,6
-
Дефицит (к итогу баланса)
15,6
12,0
Сравнительный анализ этих бюджетов показал, что планируется увеличить налоговые поступления и уменьшить неналоговые доходы и безвозмездные перечисления из федерального бюджета. Что касается расходов, то в значительный мере они направляются на развитие национальной экономики (это топливо и энергетика, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт и др.), социальную политику и финансовую помощь бюджетам других уровней. Следует обратить внимание на то, что из федерального бюджета Удмуртская Республика получает финансовую помощь в объеме 1 517 970 тыс. руб. (2008 г.), а в бюджеты органов местного самоуправления перечисляет 2 430 333 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что бюджет субъекта Федерации в значительной мере является своеобразным передаточным звеном бюджетной системы, потому что органы местного самоуправления практически лишены собственной налоговой базы. В 2008 г. в большей степени уделено внимание образованию. На образование направлено денежных средств на 3,4% больше по сравнению с 2007 г.
Предложенный бюджет в 2007 г. имеет дефицит, находящийся на грани дозволенного федеральным законом (15%). В 2008 г. дефицит уменьшился на 3,6%. В 2007 г. 31,3% дефицита было профинансировано за счет поступлений от продажи имущества, находящегося в собственности Удмуртии. В 2008г. поступления от продажи имущества покрывали всего 23,6% дефицита. «Традиция» закрывать бюджетный дефицит госсобственностью весьма прочно закрепилась в республике. По мнению экспертов, в последующие года у региональной власти не останется крупных предприятий, продав которые можно будет получить большие деньги.
Для анализа устойчивости регионального бюджета необходимо выделить регулирующие и собственные доходы. Собственные доходы – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Регулирующие – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым установлены нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
Таблица 8.Распределение регулирующих и собственных доходов бюджета Удмуртской Республики в 2007 – 2008 гг.
Сумма в
2007 г., тыс. руб.
2008 г., тыс. руб.
1
2
3
Регулирующие доходы
7 174 040
11 174 103
Налоги на прибыль организаций
2 120 704
3 006 838
Налог на доходы физических лиц
1 744 198
4 231 500
Налоги на товары и услуги
722 032
1 672 143
Лицензионные и регистрационные сборы
2 850
Налоги на совокупный доход
118 180
281 524
Платежи за пользование природными ресурсами
834 959
374 128
Государственная пошлина*
75 000
1 631 117
15 000
Собственные доходы
1 648 390
1 254 573
Налог с продаж (в части погашения задолженности прошлых лет)**
20 120
Налог на игорный бизнес
30 000
49 476
Налог на имущество организаций
57 422
985 532
299 768
Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Удмуртской Республики
1 241 080
*Государственная пошлина была введена с 1.01.2005 г. на федеральном уровне.
**Налог с продаж отменен с 2004 г.
Проанализировав систему показателей, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете Удмуртской Республики. Он характеризуется недостаточной самостоятельностью в формировании доходной части, средним уровнем финансовой зависимости от Центра (дотационностью) и низким уровнем собственных источников формирования доходов.
Зависимость Удмуртского бюджета от регулирующих налогов увеличилась в 2 раза. Доля безвозмездных перечислений в доходах бюджета уменьшилась на 3%, но осталась на среднем уровне устойчивости бюджета.
Заключение
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Именно они обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование субъекта, определяют в целом экономический смысл его существования, и поэтому вопросы, относящиеся к проблеме формирования доходов экономических субъектов, достаточно актуальны на сегодняшний день.
Удмуртская Республика является субъектом Российской Федерации и имеет собственный бюджет. Бюджет Удмуртской Республики относится ко второму уровню бюджетной системы РФ.
Налоги являются основным элементом формирования доходной части регионального бюджета, при этом регулирующие налоги доминируют над собственными. Проанализировав бюджет Удмуртской Республики с помощью коэффициентов бюджетной обеспеченности, автономии, дотационности и соотношения регулирующих и собственных доходов, можно сделать вывод о неустойчивом бюджете региона. Для достижения устойчивого положения бюджета региона необходимо проводить мониторинг и контролинг бюджетных потоков, которые, в свою очередь, являются элементами финансовой тактики и стратегии бюджета субъекта Федерации.
местный финансы бюджет региональный
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 752 с.
3. Евсеев П. И., Ялбулганов А. А. Проблемы правового регулирования полномочий субъектов Российской Федерации в сфере бюджетных отношений. // Журнал российского права. – 2007. - №2
4. Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2007 год» // Известия Удмуртской Республики. – 2007. - №1
5. Закон Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год» // Известия Удмуртской Республики. – 2008. - №1
6. Осипов А. К., Конярова Э. К. Формирование устойчивого бюджета региона – субъекта Российской Федерации. – Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2008. – 176 с.
7. Яндиев М. И. Финансы региональных органов власти . – М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2009. – 360 с.
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3