Рефераты. Источники формирования и направления расходования региональных бюджетов

В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов — более 25%.

Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомыми являются: налог на имущество предприятий — примерно 9%, доходы от государственной собственности — 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества — 1,5%, поступления от целевых бюджетных фондов — 2,8%.


1.2 Направления расходов региональных бюджетов


Структура расходов региональных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его региональным органам различного уровня. Например, для бюджетов областей и городов характерен большой удельный вес в расходной части (до 40%) затрат на жилищно-коммунальное хозяйство, объекты которого находятся в ведении областных и городских органов власти. Около половины всех расходов бюджетов краев, областей и городов приходится на финансирование здравоохранения, просвещения и науки. В бюджетах более низкого уровня - районных, поселковых и сельских - преобладают расходы на народное образование и здравоохранение. Важным направлением расходования средств местных (региональных) бюджетов в настоящее время является также финансирование экологических программ.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

• проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

• обеспечение реализации региональных целевых программ;

• формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

• осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

 содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

• обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;

• оказание финансовой помощи местным бюджетам;

• обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

• компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Состав и структуру расходов региональных бюджетов характеризует таблица 2.


Таблица 2.Расходы региональных бюджетов за 2008г.

Направление расходов

млрд. руб.

% к итогу

1. Государственное управление

6598

3,4

2. Правоохранная деятельность и обеспечение безопасности

9732

4,8

3. Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

617

0,3

4. Промышленность, энергетика и строительство

16127

8,0

5. Сельское хозяйство и рыболовство

15363

7,6

6. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

1269

0,6

7. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

10173

5,1

8. Жилищно-коммунальное хозяйство

33922

16,9

9. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий

561

0,2

10. Образование

20898

10,4

11. Культура и искусство

4841

2.4

12. Здравоохранение и физическая культура

25577

12,7

13. Социальная политика

1452

0,7

14. Прочие расходы

47952

23,9

в том числе:



Финансовая помощь другим уровням власти

243

0,1

Расходы целевых бюджетных фондов

5756

2,9

Итого расходов

200838

100


Как видим, главное место (около 40%) в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство), на втором месте — расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) — более 25%; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8%.

Следует отметить, что региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику — 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства — более 32% расходов консолидированного бюджета России, жилищно-коммунального хозяйства — 30%, здравоохранения — 33%, культуры и искусства — 34%.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов региональных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды, через которые проходит примерно 40% бюджетных расходов на эти цели.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно, поскольку мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет региональных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.



2. Источники формирования и направления расходования бюджета Удмуртской республики


Удмуртская Республика – индустриально развитый район со значительным экономическим потенциалом, который входит в состав Приволжского федерального округа.

На уровне республики не существует законов, регламентирующих саму процедуру принятия бюджета. Приходится руководствоваться Положением о порядке принятия закона о бюджете, утвержденным Госсоветом в 1999 г.

Создание бюджета Удмуртской Республики соответствует общей схеме создания бюджета субъекта Федерации. Оно состоит из следующих этапов.

На первом этапе Министерство финансов Российской Федерации доводит до сведения финансовых органов субъекта Федерации основные макроэкономические параметры и методику расчета бюджета. В то же время комитет по экономике администрации субъекта готовит собственные расчеты по региональной экономике. Финансовый орган, руководствуясь указаниями Министерства финансов РФ и комитета по экономике, доводит сведения до финансовых органов муниципалитетов порядок подготовки проекта бюджета и принимает от собственных бюджетных учреждений заявки на финансирование в следующем году.

На втором этапе подготовленный финансовым управлением проект бюджета попадает на рассмотрение в администрацию субъекта Федерации, после чего проект бюджета согласовывается с Министерством финансов РФ. Практически параллельно идет согласования финансовым органом субъекта Федерации параметров местных бюджетов. Только после согласования бюджета субъекта Федерации финансовый орган может окончательно согласовать бюджеты муниципалитетов.

Далее проект бюджета передается в законодательный орган власти, который утверждает закон о бюджете.

Анализ формирования бюджета Удмуртской Республики представлен в таблицах:


Таблица 3.Бюджет Удмуртской Республики на 2007год

Наименование

Сумма,

тыс. руб.

1

2

Доходы

8 822430

Налоговые доходы

5 650 465

Неналоговые доходы

299 768

Безвозмездные перечисления

1 631 117

Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд УР

1 241 080

Расходы

10 454 271

Общегосударственные вопросы

470 678

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

397 545

Национальная экономика

1 072 410

Жилищно-коммунальное хозяйство

25 740

Охрана окружающей среды

54 445

Образование

286 109

Культура, кинематография и средства массовой информации

107 780

Здравоохранение и спорт

778 654

Социальная политика

1 015 377

Финансовая помощь бюджетам других уровней

3 250 597

Прочие

2 995 026

Дефицит

1 631 841

Баланс

10 454 271

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.