Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия;
· П1 – наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течении текущего месяца (кредиторская задолженность и кредиты банка, сроки возврата которых наступили);
· П2 – краткосрочные обязательства со сроком погашения до одного года;
· П3 – долгосрочные обязательства;
· П4 – постоянные пассивы. Собственный(акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении предприятия.
Таблица 1.7. Группировка обязательств по срочности погашения млн. руб.
Вид пассива
2006 г.
2008 г.
Кредиторская задолженность
104
247
Задолженность перед учредителями
0
1
Итого по группе 1
248
Краткосрочные кредиты и займы
50
100
Итого по группе 2
Долгосрочные обязательства
22
95
Итого по группе 3
Капиталл и резервы
1123
2139
Резерв предстоящих расходов
-3
Итого по группе 4
1120
Баланс
1296
2582
Принято считать баланс абсолютно ликвидным, если:
А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4.
Из результатов таблиц 1.6. и 1.7. получим:
· 137 < 248, т.е. А1 < П1. Предприятие не способно за счет собственных денежных средств погасить текущую кредиторскую задолженность;
· 377 > 100, т.е. А2 > П2 и 301 > 95, т.е. А3 > П3. Выполнение двух следующих ограничений указывает на то, что предприятие способно расплатиться по платежам ближайшей и удаленной перспективы при условии своевременных расчетов с дебиторами и возможности использования ликвидных активов для этих целей;
· 1767 < 2139, т.е. А4 < П4. Собственного капитала достаточно для покрытия труднореализуемых активов.
Как видно из данных, баланс исследуемого предприятия не является абсолютно ликвидным. Да и не целесообразно иметь в резерве такой большой запас денежной наличности, который позволил бы немедленно погасить сумму текущей кредиторской задолженности (в нашем случае 248 млн. руб.). Ведь данную задолженность нужно возвращать не сразу, а по мере наступления обязательств к погашению. А за это время будут новые поступления денежных средств. Главное – сбалансировать положительный и отрицательный денежные потоки.
2. Коэффициентный анализ финансового состояния предприятия
Изучив значение и динамику рассчитанных ниже показателей, сравнив их уровень с нормативными данными, также можно сделать выводы об изменении финансовой ситуации на предприятии и его финансовой устойчивости.
2.1 Показатели операционного анализа
Коэффициент изменения валовых продаж – показывает количественную характеристику приращения объема продаж текущего периода по отношению к объему валовых продаж предыдущего периода. Расчет данного коэффициента производится по формуле:
Коэффициент изменения валовых продаж =
Выручка тек. года – Выручка прошл. года
Выручка прошл. года
Таблица 1.8. Изменение валовых продаж предприятия «Хлебозавод»
Показатель
2005 год
2006 год
2007 год
2008 год
Выручка от реализации, млн. руб.
3074
3253
3777
4532
Коэффициент изменения валовых продаж, %
Х
5,82
16,10
19,99
Как видно из таблицы 1.8., предприятие наращивает рост объемов продаж. Однако данный коэффициент содержит инфляционную компоненту, которая искажает значение данного показателя.
Коэффициент валового дохода – определяет, какую долю валовый доход занимает в выручке предприятия. Расчет коэффициента производится по формуле:
Коэффициент валового дохода =
Валовый доход
Выручка от реализации
Таблица 1.9. Изменение валового дохода предприятия «Хлебозавод»
Валовый доход, млн. руб.
388
452
638
Коэффициент валового дохода, %
11,93
11,97
14,08
Коэффициент валового дохода показывает способность менеджмента компании управлять производственными издержками. Чем выше этот показатель, тем более успешно менеджмент компании управляет производственными издержками.
Как видно из таблицы 1.9., издержки производства предприятия высоки. Позитивным моментом является рост коэффициента валового дохода с каждым годом.
Коэффициент операционной прибыли – показывает эффективность основной(операционной) деятельности предприятия вне связи с финансовыми операциями. Расчет коэффициента производится по формуле:
Коэффициент операционной прибыли =
Прибыль до процентных платежей и налогов
Таблица 1.10. Операционная прибыль предприятия «Хлебозавод»
Операционная прибыль, млн. руб.
192
196
275
Коэффициент операционной прибыли, %
5,90
5,18
6,06
По данным показателя коэффициента операционной прибыли можно судить, насколько эффективна производственная деятельность предприятия. Рассчитанные значения показывают, что, с точки зрения операционной прибыли, эффективности деятельности компании в 2007 году снизилась, а 2008 году снова начала расти и превысила значение 2006 года.
Прибыльность продаж (коэффициент чистой прибыли) является итоговой характеристикой прибыльности основной деятельности предприятия за исследуемый период. Расчет коэффициента производится по формуле:
Прибыльность продаж =
Чистая прибыль
Таблица 1.11. Прибыльность продаж предприятия «Хлебозавод»
Чистая прибыль, млн. руб.
126
117
168
Прибыльность продаж, %
3,87
3,09
3,70
В 2007 произошло снижение коэффициента чистой прибыли. В 2008 году менеджмент предприятия, за счет привлечения кредитов банка, попытался улучшить положения. Коэффициент чистой прибыли увеличилась, но пока не вышел даже на уровень 2006 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10