Второе. Ужесточение налогового администрирования, безусловно, необходимо, но возлагать на него особые надежды было бы ошибкой. Собираемость налогов не удастся увеличить путем административного давления без формирования для предприятий действенных экономических стимулов честно платить налоги, без сокращения бартерных операций и вытеснения денежных суррогатов.
Третье. Решая задачу существенного повышения собираемости налогов, нельзя надеяться только на снижение налоговых ставок. Такое снижение важно, но, взятое изолированно, не окажет решающего воздействия на наполняемость бюджетов всех уровней.
С ныне действующей налоговой системой выход из бюджетного и экономического кризиса будет для Казахстана непозволительно долгим и трудным. Сложившиеся налоговые отношения стали для кого-то привычными, для кого-то удобными, но в целом страна несет огромные потери.
Стратегическим направлением совершенствования налоговой системы должно стать ее упрощение. Массовое сокрытие доходов и низкую собираемость налогов, что приходится компенсировать высокими налоговыми ставками. Страдают люди, не желающие или не имеющие возможности скрывать доходы, т.е. люди честные и работящие, которые должны быть опорой, а не жертвой государства. Поэтому следует решительнее открываться от тех налогов, уплату которых трудно контролировать.
Второе направление - дальнейшее сокращение налоговых льгот. Сейчас право на налоговые льготы определяются не рынком, не потребителем, а административным механизмом. Получение этих льгот зависит не от важности для общества того или иного вида деятельность, а от способности лоббировать свои интересы во властных структурных уровнях.
Третье направление - изменение структуры налогов. Нужно двигаться в сторону постепенного отказа от налогов, возлагающих дополнительное бремя на прирост доходов и прибыли, зарплаты, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
По состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге.
План государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или на 41,3%. Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.
Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место, например:
- жилищно-коммунальное хозяйство -100%;
- здравоохранение - 86,1%;
- образование - 84,0%;
- культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;
- транспорт и связь - 62,8%.
Довольно значительны объемы расходов по другим группам:
- финансирование экономики в целом - 46,4%;
- управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;
- общественный порядок и безопасность - 23,4%.
Ускоренное экономическое развитие будет достигнуто за счет роста производительности труда на 8,8 % ежегодно. К 2009 году темпы роста производительности труда превысят темпы роста реальной заработной платы.
В 2007-2009 годы для обеспечения высоких темпов развития экономики будут созданы благоприятные макроэкономические условия развития всех основных факторов роста экономики.
Правительством определены следующие приоритеты расходов и кредитования:
1) в части обеспечения национальной безопасности: выполнение обязательств Республики Казахстан по обслуживанию и погашению правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме не менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2009 год, а также направление средств на борьбу с терроризмом, наркоманией и наркобизнесом;
2) в части социального развития: направление средств на выплату пенсий и государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных препаратов и других необходимых медицинских препаратов.
3) в части обеспечения экономического роста: направление средств на погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по итогам предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на сельскохозяйственные нужды.
4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на строительство и обеспечение функционирования автомобильных дорог;
5) в части формирования профессионального Правительства – направление средств на административные расходы центральных государственных органов.
В сфере совершенствования государственного бюджета Республики Казахстан и в целом бюджетной системы являются:
1) постепенный переход к достижению сбалансированного бюджета за счет ненефтяных поступлений.
2) ужесточение требований к разработке инвестиционных проектов (программ).
3) соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
Таким образом, государственный бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 2002
2. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
3. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 2001.
4. Долан Э. Дж. Микроэкономика, С.-Пб.: АО Санкт-Петербург оркестр, 2000
5. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором / Вопросы экономики 2007 №4.
6. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М.: Финансы и статистика,1993
7. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров: АСА. 1995
8. Макроэкономика (Часть II) Учебно-методическое пособие ГАСБУ Москва 1994г.
9. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
10. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2000
11. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебники для вузов - Алматы. 2005.
12. Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
13.Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс М., т.1,2, 1992
14.Национальное Статистическое Агентство «Статистический пресс-бюллетень», том 1-2, Алматы, 2008 г.
15. Официальный сайт Министерства финансов Республики Казахстан www.minfin.kz
16. Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б.по итогам исполнения бюджета за первое полугодие 2008 года и задачах на второе полугодие /сайт Министерства финансов minfin.kz
17. Елубаева Ж.М. Бюджетная система Республики Казахстан: становление и перспективы развития: Автореферат. дис. ...к. э. н. Алматы, 2005.
18.Итоги социально-экономического развития Республики Казахстан за 1 полугодие 2008 года и задачи на 2 полугодие 2008 года, г. Астана, август, 2008 год
19.Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008
20.Официальный сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz
21.Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
Исполнение доходов государственного бюджета на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге
Наименование платежа
Факт РБ на 1.11.2007 г.
План РБ на 01.11.2008 г.
Факт РБ на 01.11.2008 г.
Отклонение
темп роста,
в %
1
2
3
4
5
6
Налоговые поступления
1 261 650 577
1 638 245 156
1 653 975 577
15 730 421
131,1
Корпоративный подоходный налог
532 460 662
719 147 827
708 904 832
-10 242 995
133,1
Налог на добавленную стоимость
525 231 385
600 304 573
559 698 119
-40 606 454
106,6
1) НДС на товары внутреннего производства
148 661 033
155 382 634
149 166 612
-6 216 022
100,3
2) НДС на импортируемые товары, всего
376 570 352
444 921 939
410 531 507
-34 390 432
109,0
Акцизы, всего
17 738 951
19 432 765
18 380 423
-1 052 342
103,6
1) Акцизы на товары внутреннего производства, всего
380 748
623 063
1 355 591
732 528
356,0
2) Акцизы на импортируемые товары
17 358 203
18 809 702
17 024 832
-1 784 870
98,1
Поступления за использование природных и других ресурсов
53 900 515
47 566 906
51 110 363
3 543 457
94,8
Сборы
918 757
1 042 494
1 136 721
94 227
123,7
Налоги на международную торговлю и внешние операции
121 734 504
242 028 382
307 057 017
65 028 635
252,2
Прочие налоги
898 868
9 828
33 717
23 889
0,0
Государственная пошлина
8 766 936
8 712 381
7 599 260
-1 113 121
86,7
Неналоговые поступления
132 460 739
38 627 266
57 133 661
18 506 395
43,1
Поступления от продажи основного капитала
7 222 407
7 788 016
6 222 845
-1 565 171
86,2
В С Е Г О доходы (3 категории)
1 401 333 723
1 684 660 438
1 717 332 083
32 671 645
123
Поступления трансфертов
391 572 278
543 153 970
541 035 127
-2 118 843
0
ИТОГО
1 792 906 002
2 227 814 408
2 258 367 210
30 552 802
126
Таможенные платежи и налоги
515 663 059
705 760 023
734 613 356
28 853 333
142,5
Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7