Рефераты. Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Основное перевыполнение плановых показателей объясняется за счет поступлений дивидендов по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, по которым план в отчетном периоде не устанавливался.

По поступлениям от продажи основного капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге. Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики.

Всего с начала года по состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.

Гарантированный трансферт из Национального фонда Республики Казахстан по состоянию на 01.11.2008 года перечислен в республиканский бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для реализации бюджетных программ развития. [15, с.5]

Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.

Ситуация неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической неплатежеспособностью предприятий по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.

 

2.2 Анализ расходов государственного бюджета РК


В расходах государственного бюджета Республики Казахстан (таблица 4) преобладает финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи. [16, с.3]

Функциональная группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.

Достаточно велик удельный вес расходов на официальные трансферты — изъятие средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц.


Таблица 4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)

Категории поступлений и функциональные группы расходов

Сумма, млрд. тенге

Удельный вес, %

Расходы

299,3

100,0

Государственные услуги общего характера 

10,4

3,5

Оборона

 4,2

1,4

Общественный порядок и безопасности

11,3

 3,7

Образование 

71,1

23,5

Здравоохранение

 46,7

 15,5

Социальное обеспечение и социальная помощь 

20,0

6,6

Жилищно-коммунальное хозяйств

22,0

7,3

Культура, спорт, информационное пространство

12,8  

4,2

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйствои охрана окружающей среды 

 2,6

0,9

Промышленность, строительство и недропользование

 0,6 

0,2

Транспорт и связь

 20,9 

6,9

Прочие

 22,1

7,3

Обслуживание долга

0,4

 0,1

Официальные трансферты 

54,2

17,9

Кредитование

 3,1

1,0

Дефицит (профицит) бюджета

 +11,2


Финансирование дефицита (использование профицита)

3,6


Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008


Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место (рисунок 2):

- жилищно-коммунальное хозяйство -100%;

- здравоохранение - 86,1%;

- образование - 84,0%;

- культура, спорт, информационное пространство - 73,2%;

- транспорт и связь - 62,8%.

Довольно значительны объемы расходов по другим группам:

- финансирование экономики в целом - 46,4%;

- управление (государственные услуги общего характера) - 29,9%;

- общественный порядок и безопасность - 23,4%.


Рисунок 2 - Доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан по отдельным функциональным группам


Состав и структура поступлений и расходования средств государственного бюджета Республики Казахстан зависят от факторов, определяющих степень социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

Аналогична ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (11,7%). [16, с.9]

Областными представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

Формирование бюджетов осуществляется на основе местных бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация бюджетных программ возложены на администраторов бюджетных программ - государственные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения.


Рисунок 3 Структура расходов областного бюджета и бюджетов городов и районов Республики Казахстан 2007 г.


Государственные исполнительные органы имеют право заимствовать средства у юридических и физических лиц, а также у Правительства Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.

Включаемые в бюджетные программы сметы расходов государственных учреждений исполняются руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми разрешениями государственных исполнительных органов.

В бюджетных системах многих стран принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, -средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета. Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов - «общегосударственные налоги».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.