Рефераты. Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов p>
Структура расходов фелерального бюджета РФ 2002:
1. Социальная политика - 22,06%
2. Обслуживание государственного и муниципального долга - 14,61%
3. Национальная оборона - 14,57%
4. Финансовая помощб бюджетам других уровней - 13,61%
5. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства -
8,91
6. Образование - 4,11%
7. Дорожное хозяйство - 3,51
8. Промышленность, энергетика, строительство - 2,96%
9. Государственное управление - 2,91
10.Международная деятельность - 2,2%
11.Здравоохранение и физическая культура - 1,64
12.Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
- 1,55
13.Сельское хозяйство и рыболовство - 1,38
14.Прочие расходы - 5,98%

Проблема зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры очень остро стоит перед нашей страной. В первую очередь существует зависимость доходов бюджета от мировых цен на энергоресурсы
(нефть и газ). Во-первых,

Поностью структуру доходов и расходов федерального бюджета РФ на 2002 год см. в приложениях № 1 и 2 соответственно.

2.5. Бюджетный Федерализм в РФ.

Бюджетный федерализм – это отношения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по поводу разграничения бюджетных полномочий. В первую очередь речь идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализма, единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего в регионах, и входящих в них муниципальных образований. В идеале здесь предполагаются самостоятельность бюджета каждого субъекта РФ, высокая степень автономности местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения строительства и деятельности государства.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются (13):

- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы, соответствующих уровням территориально-политического и территориально- административного устройства страны;
- законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из указанных уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
- наличие устойчивых представлений (они могут быть закреплены в нормативах) о величине необходимых и достаточных расходов для самостоятельной реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
- использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины вышеуказанных расходов
(или их нормативов);
- сложившееся в соответствии с законом и исходящее из критерия достаточности для покрытия нормативно распределяемых расходов закрепление за каждым уровнем бюджетно-налоговой системы (федеральным, региональным, местным) налоговых и неналоговых доходных источников;
- установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики федеративного государства, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов (так называемое "горизонтальное бюджетное выравнивание" с помощью дотаций, субсидий, субвенций), реализация программ селективной поддержки развития отдельных регионов, принятие мер по чрезвычайной поддержке депрессивных территорий и т.п. При этом законодательно устанавливаются процедуры обоснования соответствующих расходов, их распределения не только между бюджетами (отдельных регионов и муниципальных образований), но и между конечными получателями - финансируемыми из бюджета предприятиями и организациями, группами населения.
Теоретические концепции бюджетного федерализма:
1. Корпоративная (применятеся в ФРГ), суть: есть разпределение налогов на федеральные, региональные и местные. Применяется принцип равенства равенства региональных потребностей. Применяется политика выравнивания через федеральный бюджет.
2. Конкурентная (применятеся в США), суть: нет распределиня налогов, действует принцип – «один налог – один бюджет». Выравнивание регионов производится через гос. программы.
3. Индивидуальная (договорная) межбюджетные отношения строятся на основании договоров между центральными органами власти и субъектами федерации (в РФ в начале 90-ых годов такие договоры были заключены с республиками

Татарстан, Башкортостан и Саха-Якутия).
В настоящий момент бюджетный федерализм в РФ можно назвать корпоративным.
Очевидно, что индивидуальный принцип для РФ на сегодняшний день неприемлем.
Помимо коррупции подобная практика межбюджетных отношений ведёт к дальнейшему разрыву в экономическом и социальном развитии между субъектами
РФ, а это, в свою очередь, негативно сказывается на политической и экономической ситуации в стране вцелом. Корпоративная модель, является наиболее приемлемой для РФ . Во-первых, сейчас именно на её принципах построены межбюджетные отношения в РФ, во-вторых, уровень социально- экономического развития регионов РФ очень разница, поэтому без бюджетного выравнивая нашей стране не обойтись, в – третьих, традиции федеративных отношений (в том числе и бюджетных) в России ещё не сформированы, поэтому бОльшая централизация в сфере бюджетных отношений является очевидным плюсом.
.

Рассмотрим структуру доходных и расходных полномочий по разным звеньям бюджетной системы РФ.

Таблица 1 Распределение расходных полномочий между бюджетами различного уровня (8)
|ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ |БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ |МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ |
| |ФЕДЕРАЦИИ | |
|ОБЕСПЕчЕНИЕ ДЕяТЕЛЬНОСТИ|обеспечение |содержание органов |
|ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ |функционирования органов|местного самоуправления;|
|ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И |законодательной | |
|ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, |(представительной) и |формирование |
|ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО|исполнительной власти |муниципальной |
|УПРАВЛЕНИя; |субъектов Российской |собственности и |
|функционирование |Федерации; |управление ею; |
|федеральной судебной |обслуживание и погашение|организация, содержание |
|системы; |государственного долга |и развитие учреждений |
|осуществление |субъектов Российской |образования, |
|международной |Федерации; |здравоохранения, |
|деятельности в |проведение выборов и |культуры, физической |
|общефедеральных |референдумов субъектов |культуры и спорта, |
|интересах; |Российской Федерации; |средств массовой |
|национальная оборона и |обеспечение реализации |информации, других |
|обеспечение безопасности|региональных целевых |учреждений, находящихся |
|государства; |программ; |в муниципальной |
|фундаментальные |формирование |собственности или в |
|исследования и |государственной |ведении органов местного|
|содействие научно – |собственности субъектов |самоуправления; |
|техническому прогрессу; |Российской Федерации; |содержание муниципальных|
|государственная |осуществление |органов охраны |
|поддержка |международных и |общественного порядка; |
|железнодорожного, |внешнеэкономических |организация, содержание |
|воздушного и морского |связей субъектов |и развитие |
|транспорта; |Российской Федерации; |муниципального |
|государственная |содержание и развитие |жилищно-коммунального |
|поддержка атомной |предприятий, учреждений |хозяйства; |
|энергетики; |и организаций, |муниципальное дорожное |
|ликвидация последствий |находящихся в ведении |строительство и |
|чрезвычайных ситуаций и |органов государственной |содержание дорог |
|стихийных бедствий |власти субъектов |местного значения; |
|федерального масштаба; |Российской Федерации; |благоустройство и |
|исследование и |обеспечение деятельности|озеленение территорий |
|использование |средств массовой |муниципальных |
|космического |информации субъектов |образований; |
|пространства; |Российской Федерации; |организация утилизации и|
|содержание учреждений, |оказание финансовой |переработки бытовых |
|находящихся в |помощи местным бюджетам;|отходов (за исключением |
|федеральной | |радиоактивных); |
|собственности или в |обеспечение |содержание мест |
|ведении органов |осуществления отдельных |захоронения, находящихся|
|государственной власти |государственных |в ведении муниципальных |
|Российской Федерации; |полномочий, передаваемых|органов; |
|формирование федеральной|на муниципальный |организация |
|собственности; |уровень; |транспортного |
|обслуживание и погашение|компенсация |обслуживания населения и|
|государственного долга |дополнительных расходов,|учреждений, находящихся |
|Российской Федерации; |возникших в результате |в муниципальной |
|пополнение |решений, принятых |собственности или в |
|государственных запасов |органами государственной|ведении органов местного|
|драгоценных металлов и |власти субъектов |самоуправления; |
|драгоценных камней, |Российской Федерации, |обеспечение |
|государственного |приводящих к увеличению |противопожарной |
|материального резерва; |бюджетных расходов или |безопасности; |
|проведение выборов и |уменьшению бюджетных |охрана окружающей |
|референдумов Российской |доходов местных |природной среды на |
|Федерации; |бюджетов; |территориях |
|обеспечение реализации |прочие расходы, |муниципальных |
|решений федеральных |связанные с |образований; |
|органов государственной |осуществлением |реализация целевых |
|власти, приведших к |полномочий субъектов |программ, принимаемых |
|увеличению бюджетных |Российской Федерации. |органами местного |
|расходов или уменьшению | |самоуправления; |
|бюджетных доходов | |обслуживание и погашение|
|бюджетов других уровней;| |муниципального долга; |
| | |целевое дотирование |
|обеспечение | |населения; |
|осуществления отдельных | |содержание муниципальных|
|государственных | |архивов; |
|полномочий, передаваемых| |проведение муниципальных|
|на другие уровни власти;| |выборов и местных |
| | |референдумов; |
|финансовая поддержка | |финансирование |
|субъектов Российской | |реализации иных решений |
|Федерации; | |органов местного |
|официальный | |самоуправления и прочие |
|статистический учет; | |расходы, отнесенные к |
|прочие расходы. | |вопросам местного |
| | |значения, определяемые |
| | |представительными |
| | |органами местного |
| | |самоуправления в |
| | |соответствии с бюджетной|
| | |классификацией |
| | |Российской Федерации. |


Следующие группы расходов финансируются совместно федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами:
. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
. обеспечение правоохранительной деятельности;
. обеспечение противопожарной безопасности;
. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно- изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
. обеспечение социальной защиты населения;
. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
. развитие рыночной инфраструктуры;
. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
. обеспечение деятельности средств массовой информации;
. финансовая помощь другим бюджетам; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.