В текущем году будет действовать принятая в 2005 году система доплат бюджетникам, работающим на селе, предусмотрены дополнительные выплаты за классное руководство, поддержка молодых специалистов. Общий объем расходов на реализацию этих мер составляет 25% от фонда оплаты труда консолидированного бюджета Республики Татарстан. Таким образом, реальная оплата труда, рассчитанная для бюджетников по действующим тарифам, возрастет за счет дополнительных доплат и компенсаций на одну четверть.
В 2009 году на содержание и развитие социально-культурной сферы направлено 28,1 млрд. рублей, что составляет 55% от общих расходов бюджета Республики Татарстан. По консолидированному бюджету в социальную сферу прогнозируется направить 34,9 млрд. рублей. В бюджете республики предусмотрено финансирование отдельных социально значимых программ: "Дети Татарстана", развитие государственных и других языков народов республики, профилактика наркотизации, развитие науки, развитие физкультурно-спортивной работы среди детей и подростков, кампания по летнему отдыху детей, содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан. С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон №131-Ф3 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с чем принципиально изменяются межбюджетные отношения в республике.
В структуре бюджетной системы выделяется новый уровень бюджетов. Систему местных бюджетов образуют бюджеты городских округов и консолидированные бюджеты муниципальных районов, которые состоят из бюджетов районов и бюджетов поселений. В соответствии с принятыми законами Республики Татарстан у нас образованы 2 городских округа, 43 муниципальных района и 954 поселения. Во всех этих муниципалитетах (за исключением 11 вновь образованных городских поселений и одного сельского) на 2006 год сформированы самостоятельные бюджеты.
Каждый уровень бюджетов наделен собственными, законодательно закрепленными доходными и расходными полномочиями. Закрепление на долгосрочной основе доходных источников и расходных обязательств должно стимулировать органы местного самоуправления к проведению мероприятий по обеспечению эффективности расходов и расширению налогооблагаемой базы [13, С. 23].
Перечень вопросов местного значения для каждого из типов муниципальных образований определен Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В нем подчеркивается, что вопросами местного значения являются организация или само предоставление бюджетных услуг. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность не столько за финансирование тех или иных муниципальных учреждений, сколько за весь комплекс мероприятий имеющих конечной целью предоставление, а главное - результаты предоставления бюджетных услуг. Следовательно, мерой эффективности деятельности органов местного самоуправления является качество предоставляемых бюджетных услуг, а не своевременность и объемы качества бюджетного финансирования.
Кроме того, законодательно органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации.
В этом случае нормативно-правовое регулирование и финансовое обеспечение соответствующих расходных обязательств в виде субвенций местным бюджетам) остается за органами государственной власти субъекта федерации, в то время как исполнение перелается органам местного самоуправления [13, С. 29].
В бюджете Республики Татарстан самыми значительными по объему являются субвенции на выполнение государственного образовательного стандарта, на предоставление гражданам субсидий для оплаты жилья и коммунальных услуг, на содержание учреждений социального обслуживания.
Как показали расчеты, произведенные в процессе согласования параметров местных бюджетов, большинство поселений не имеет возможности за счет законодательно закрепленных по единым Федеральным нормативам местных налогов и сборов обеспечить в полной мере реализацию своих законодательно закрепленных расходных полномочий.
Только около пяти процентов муниципальных образований республики оказались самодостаточными, у многих собственные доходы покрывают лишь незначительную часть объема расходов, определенных исходя из минимальных социальных стандартов и нормативов.
Для обеспечения выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности местных бюджетов в 2007 году в составе бюджета Республики Татарстан созданы фонд финансовой поддержки поселений, фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и фонд софинансирования социальных расходов.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организации; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
Налог на игорный бизнес. Налогоплательщиками налога на игорный бизнес являются организации или частные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1. за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей;
2. за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
3. за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы - от 25000 до 125000 рублей. В настоящее время налог на игорный бизнес существует только в специальных зонах в краснодарском крае «Азов-сити» и других зонах РФ выделенных для этого.
Если на территории субъекта вводится налог на недвижимость, то прекращается действие налога на имущество организации, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные лицензионные сборы.
С 1 января 2005 года вступил в силу новый перечень местных налогов: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Налоги в приведенном перечне ограничат налоговую нагрузку на налогоплательщиков и позволят государству иметь ясное представление об общей тяжести налогообложения. Если же не ограничивать налоговый предел, то налогоплательщики становятся должниками законодательных инициатив местных и региональных органов управления.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, которые приняты в соответствии с Налоговым Кодексом. Исполнительные власти субъектов могут в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и в пределах своей компетенции издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство. Часть налогов поступает в федеральный бюджет, в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Перечень налоговых ставок часто не бывает твердым и постоянно меняется [2].
Один из основных видов налогов — налог на прибыль. Он взимается с плательщиков в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Он относится к числу прямых федеральных налогов, взимается на всей территории Федерации и наряду с налогом на добавленную стоимость является крупнейшим источником налоговых поступлений.
Налог на доходы физических лиц. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. В зависимости от случая налоговые ставки также могут быть: 35%, 30%, 9% .
Прибыль от налога на доходы физических лиц распределяется только между республиканским и местным бюджетами, в определенном процентном соотношении. Например, по г. Казани: 43,5% от суммы собранного налога - в республиканский бюджет; 56,5% - в местные бюджеты; по г. Набережные Челны: 52% - в республиканский бюджет, 48% - в местный (муниципальный).
Единый социальный налог. Ставка единого социального налога - 26,2%, из них 20% поступает в пенсионный фонд РФ, 2,9% - федеральное социальное страхование, 3,1% - федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 3,4% в территориальный фонд медицинского страхования. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда — ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования).
Налог на добавленную стоимость. В число его налогоплательщиков в соответствии с законодательством Российской Федерации включены предприниматели и малые предприятия [13, С. 11].
Распределение налоговых доходов от акцизов по Республике Татарстан. Спиртосодержащая продукция: 50% - в федеральный бюджет, 50% - в республиканский бюджет; табачная продукция: 100% - в федеральный бюджет; ювелирные изделия: 100% - в республиканский бюджет; бензин автомобильный и дизельное топливо: 40% - в федеральный, 60% - в республиканский и т.д.
Налог на имущество физических лиц: 100% дохода от налога идет в местные бюджеты. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения: 100% - идут в местные бюджеты. Доход от налога на нефть в Республике Татарстан распределяется в соотношении: 86% - в федеральный бюджет, 14% - в региональный бюджет. В таком же соотношении распределяется доход от налога на газовый конденсат. Доход от налога на природный газ в 100% остается в федеральном бюджете.
2.2 Регулирующие доходы бюджета Республики Татарстан
Как известно доходы субъектов РФ формируются за счет собственных средств и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в их собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие налоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ [13, С. 15].
Налоговые доходы бюджета субъектов РФ - это собственные налоговые доходы их бюджетов от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъектов РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К ним относятся и налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов
РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6