Рассмотрим формирование доходной базы регионального бюджета на примере Республики Татарстан.
Таблица 2.1.1. [11]
Структура доходов бюджета РТ за 2008-2010 гг.
№
Наименование доходов
2008 год
2009 год
2010 год
Сумма в тыс. руб.
Уд. вес в % к общей сумме доходов
Уд. вес в % в разделе
Сумма в тыс.руб.
Сумма
в тыс.руб.
1
2
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1.
Налоговые доходы всего
15991676
45,21
100
15402166
42,89
18750973
45,57
1.1.
Налог на прибыль
4938165
14,00
30,90
6549401
18,24
42,52
1149449
27,85
61,11
1.2.
НДФЛ
1790263
5,2
11,2
2312086
6,43
15,01
4739022
11,52
25,27
1.3.
НДС
-
1.4.
Акцизы
1370000
3,86
8,56
1780000
4,96
11,55
3150000
7,65
16,79
1.5.
Лицензионные сборы
15917
0,04
0,10
1.6.
Налог с продаж
300000
0,9
1,8
1.7.
Налог на имущество предприятий
996653
2,9
6,2
1264995
3,53
8,22
1435004
3,48
7,67
1.8.
Платежи за пользование природными ресурсами
3019857
8,6
18,9
3087937
8,59
20,05
2257643
5,48
12,04
1.15
Налоги на совокупный доход
141177
0,39
0,93
416877
1,01
2,22
1.16
Единый налог на вмененный доход
153300
0,43
0,95
1.17
Прочие налоги и сборы
104049
0,7
2.
Неналоговые доходы всего в том числе:
551580
1,6
2487952
6,92
3345000
8,13
Всего доходов
35409904
35908707
41143889
Источник: Шакиров Н. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным бюджетом: Татарстан // Экономический вестник РТ. - 2010. - №22. - С. 59 - 67
Из таблицы 2.1.1., видно, что в доходах бюджета РТ значительный удельный вес занимают налоговые доходы. Но удельный вес их в последние годы сократился с 67,0% в 2008 г. до 45,57% на 2010 г. В налоговых доходах по плану в 2010 год 18,24% занимает налог на прибыль; 8,59% платежи за пользование природными ресурсами; 3,53% налог на имущество предприятий; 6,43% налог на доходы физических лиц. Значительный удельный вес в доходах бюджета РТ занимал НДС. С 2001 года НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет.
Как известно проект бюджета на 2010 год формировался правительством РТ, затем рассмотрение и утверждение в Государственной Думой РТ одновременно с документами и материалами, затем принятый Гос. Думой федеральный закон передался на рассмотрение государственному Совету РТ, а после Президенту РТ для подписания и обнародования.
Процесс его составления начался во втором квартале 2009 года с разработки Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, а также другими отраслевыми министерствами и ведомствами прогнозов социально-экономического развития Республики Татарстан. Был подготовлен сводный финансовый баланс республики, согласованы основные прогнозные параметры муниципальных бюджетов. Необходимость разработки прогнозных доходных и расходных показателей по местным бюджетам обусловлена тем, что одновременно с подготовкой проекта бюджета Республики Татарстан составляется и прогноз консолидированного бюджета республики. Бюджет РТ, бюджеты целевых бюджетных фондов, входящие в его состав, и местные бюджеты, являющиеся отдельными звеньями единой бюджетной системы, формируются по единым правилам бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
В основу прогноза развития экономики республики в 2010 году заложен ряд общероссийских параметров: индекс потребительских цен - 108,5%, курс доллара - 31,6 рубля, Экспортная цена нефти при подготовке бюджета учтена на уровне 68 долларов за баррель. Важнейший при оценке доходной части бюджета республики параметр - валовый региональный продукт - увеличится в 2010 году на 6,5% и составит 522,6 млрд. рублей. Прибыль в отраслях экономики предполагается получить в сумме 84 млрд., рублей. Индекс промышленного производства должен составить 105%, что позволит достичь объема производства 471,5 млрд, рублей [17, С. 19].
Несмотря на то, что в 2010 году в сравнении с 2009-м более чем в два раза сократятся поступления из федерального бюджета, бюджет Республики Татарстан (за счет ожидаемого роста поступлений по собственным доходам) на 2010 год утвержден почти на уровне плана бюджета 2009 года. Исходя из обозначенных параметров, бюджет Республики Татарстан по доходам составит 49,2 млрд. рублей, по расходам - 51 млрд. рублей, дефицит в размере 1,8 млрд. рублей. В масштабе консолидированного бюджета доходы прогнозируются в сумме 60,4 млрд. рублей, расходы - 63 млрд. рублей, дефицит - 2,6 млрд, рублей [17, С. 22].
Бюджет Республики Татарстан имеет ярко выраженную социальную направленность.
Запланированные в нем средства позволят обеспечить полное финансирование социальных расходов, определенных на основе действующих социальных стандартов и нормативов, с учетом повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, роста тарифов на энергоносители и коммунальные услуги, индексации в меру инфляции расходов на питание и медикаменты, а также необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих дальнейшее повышение социальной направленности бюджета республики, При установлении с 2008 года минимального размера оплаты труда в сумме 4100 рублей в бюджете Республики Татарстан предусмотрено поэтапное повышение тарифных ставок заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы в соответствии с федеральными подходами.
На уровне 2009 года сохраняются в 2010 году в республике компенсационные выплаты работникам бюджетной сферы, на что в бюджете предусмотрены средства в сумме 1,2 млрд. рублей. Также сохраняется действовавший в 2009 году порядок формирования фонда оплаты труда в бюджетных учреждениях, который дополнительно предусматривает выплату премий работникам в размере двух окладов и материальной помощи в размере одного оклада. На эти цели из бюджета выделяются 2,2 млрд. рублей [13, С. 21].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6