Рефераты. Финансы малого предпринимательства РФ

Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. основой информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация. В современном малом бизнесе необходимы специальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильных доход, чем фирмы, часто меняющие владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух - четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Жизненный цикл малого бизнеса - это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.

I   этап - научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемы товара - это прентальный период предприятия.

II этап - начало производства товара и выход его на рынок - это детство предприятия. этап - коммерческий успех товара - зрелость предприятия.

III этап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.

IY этап - деградация рынка товара - жизненный закат предприятия. Финансовому менеджеру необходимо постоянно решать вопрос, как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколько товаров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

Попытаемся ответить на вопрос, каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса - особенности, которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.

На первом этапе выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда не покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные средства владельца. Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока "отрицательные". Главные задачи этого этапа как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование. Необходимо помнить об основной дилемме финансового менеджмента: больнее всего капкан "либо рентабельность, либо ликвидность" зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается. На третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.

Однако следует помнить, что, если предприятие, желая взять максимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то тем подорвет свою ликвидность и платежеспособность.

Печального IV этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров и услуг, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Наиболее важные различия в финансовом менеджменте крупного и малого бизнеса состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровне ликвидности. Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятий чрезвычайно загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за его дороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия и отсутствия кредитной истории. Малое предприятие обычно не ставит перед собой цель максимизировать курс акций, показать капитализации и уровень дивиденда.

В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархия рисков, нежели в крупных компаниях.

Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска с наименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях его существования. Поэтому частное финансирование для малого бизнеса сильно затруднено. Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:

в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);

у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

Глава 3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства

3.1 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства[1]


Партнёрами РосБР являются 80 банков, которые в 2009 году получили 97% предусмотренных лимитами средств. Предприниматели, получившие кредиты по Программе финансовой поддержки, смогли увеличить объёмы выручки, сохранить рабочие места. «РосБР и в дальнейшем продолжит активную работу по финансированию МСП.

ОАО «РосБР» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 года.

Стратегическая цель Банка в области поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) – расширение финансовой поддержки развития субъектов МСП в целях:

- диверсификации структуры экономики; - увеличения занятости населения, развития самозанятости; - увеличения ВВП; - увеличения налоговых поступлений; - формирования среднего класса общества.

Основными задачами Банка в области поддержки МСП являются:

1.  обеспечение равных возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесрочным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в первую очередь в ресурсодефицитных регионах;

2.  организация финансовой поддержки, в первую очередь, предприятий производственной сферы, а также предприятий, реализующих инновационные и высокотехнологичные проекты, тем самым, способствуя изменению отраслевой структуры кредитования;

3.  финансирование построения и развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий (организаций, предоставляющих микрокредиты, бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний, региональных фондов поддержки МСП, технопарков, многофункциональных деловых центров для субъектов МСП и т.д.).

С 19 июня 2009 года Банк начал реализацию программы «Рефинансирование».

Программа осуществляется в соответствии с утвержденным 05 февраля 2009 года Наблюдательным советом Внешэкономбанка Порядком осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка МСП осуществляется по двум направлениям:

- через банки-партнеры;

- через организации инфраструктуры поддержки.

Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов МСП и соответствуют стандартам (условиям) кредитования МСП. Для этих целей субъекту МСП необходимо обратиться к участнику Программы (банку или организации инфраструктуры поддержки).

ОАО «РосБР» не предоставляет финансирование или иные виды услуг непосредственно субъектам МСП.

В целях реализации Программы ОАО «РосБР» производит:

- оценку и отбор участников Программы;

- распределение между ними денежных средств на дальнейшую поддержку субъектов МСП;

- контроль целевого использования предоставленных средств.

Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих работу ОАО «РосБР» по Программе.

Финансирование МСП через банки-партнеры. Банки являются основным источником финансовых средств для предприятий МСП, поэтому совершенствование именно этого направления приоритетно для Российского банка развития. Кроме действующей программы двухуровнего финансирования разрабатываются и новые механизмы. В частности, предполагается внедрение программы рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Она состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСП, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств на дальнейшее кредитование малого и среднего бизнеса.

Для обеспечения равнодоступности средств финансовой поддержки субъектов МСП используется региональные лимиты. Они утверждаются Наблюдательным советом РосБР в соответствии с предложениями, подготовленными Минэкономразвития России в зависимости от уровня развития сегмента МСП и достаточности его кредитования в конкретном регионе.

Региональные лимиты распределяются между банками-партнерами посредством установления им региональных квот в зависимости от возможности кредитования субъектов МСП в различных регионах и размера кредитного риска, который РосБР готов принять на рассматриваемый банк. В случае, когда в одном регионе на участие в Программе претендует несколько банков, предпочтение будет отдаваться финансовым институтам, имеющим длительный опыт кредитования малого бизнеса, а также тем кредитным организациям, которые готовы и способны оказывать субъектам МСП поддержку на наиболее выгодных условиях. Приоритетом также будут пользоваться банки, финансирующие субъекты МСП, занятые в сфере производства, транспорта и связи, или реализующие проекты в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.