Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.В 1986 году СССР обратился с заявкой о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.
В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.
Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности (в частности закрытие сайта Allofmp3.com[1]). Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).
На сегодняшний день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.
Вступление России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи с обострением ситуации на Кавказе [2]. Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом "побыстрее вступить в организацию", однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.
Вступление России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.
В июне 2009 года на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуссии и Казахстана. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях.
В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.
В течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год (сейчас объём помощи составляет 3,5 млрд долл. в год, однако размер субсидий ещё будет обсуждаться на многосторонних переговорах).
Согласно критической статье в журнале "Эксперт", "максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд долларов в год", при этом, как пишут авторы статьи, "можно прикинуть", что Россия "отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд долларов в год".
Существует мнение, что Российское правительство форсирует вступление России в ВТО, поскольку это очень выгодно нефтяникам, приближённым к Кремлю — это даст им возможность получать больше прибыли с проданной нефти, так как снизит импортные пошлины в других странах-членах ВТО до общего уровня.
28. Глобальные финансы в мировой экономике. Глобальные финансы и мировые финансовые рынки
Основополагающие признаки глобальных финансов складывались в течение полувека. В виде же системы глобальные финансы сформировались в 80 - 90-е годы ХХ столетия.
После краха в 70-е годы Бреттон-Вудской валютной системы на смену фиксированным обменным курсам постепенно приходит гибкий валютообменный режим, превративший девизы в товар, цена которого стала складываться исключительно на валютном рынке. Паритет валют перестал определяться по их золотому содержанию. Бумажные деньги утратили две свои функции - средства накопления и мировых денег. Масштаб цен перестал определяться по золотому содержанию национальной денежной единицы после того, как Федеральная резервная система США оказалась неспособной далее поддерживать свободный обмен золота на доллары США.
Рынки денег, капитала и валюты глобализировались. На них теперь работают трейдеры как из финансовых центров, так и периферии. Европейский инвестор может вложить деньги в один из 15 тыс. европейских фондов, которые аккумулируют около 3 трлн долл. США. Фонд, в свою очередь, обычно покупает пай оффшорной компании (для уменьшения налогового бремени), которая формирует инвестиционный портфель из акций ведущих компаний мира, котируемых на различных фондовых биржах, а управление портфелем может передать, например, гонконгской трастовой компании. В списке кредиторов можно встретить центральные банки и международные финансовые организации, коммерческие и инвестиционные банки, паевые и пенсионные фонды, финансовые и промышленные компании.
В банковских синдикатах участвуют два-три десятка банков Европы, Америки, Азии. Международные банки диверсифицируют активы в кредиты, ценные бумаги, долговые обязательства в десятках стран мира.
Так, крупнейший банк HSBC Group представляет собой холдинг, состоящий из 5,5 тыс. дочерних банков, фондов, финансовых компаний в 82 странах мира. Холдинг аккумулирует средства компаний и населения в этих странах, размещает их в наиболее доходные и ликвидные активы и инструменты, в поисках большей доходности и ликвидности постоянно перебрасывает средства с рынка денег на рынок капитала или валюты, и наоборот. Он придерживается консервативной стратегии управления активами и пассивами, при которой, в частности, в инвестиционном портфеле доля эмитента не должна составлять более 5% активов, а доходность усредняется. Баланс всех 5,5 тыс. его подразделений консолидирован, а обязательства каждого из них покрываются всей группой. Не более 10% активов размещаются на депозитах в одном финансовом институте. Холдинг инвестирует до 100% активов в ценные бумаги, гарантированные только странами ЕС, Австралией, Канадой, Норвегией, Швейцарией, США, ЕБРР, МВФ, Евроатомом, Европейским объединением угля и стали. Это позволяет гарантировать до 90-100% первоначального капитала при долгосрочных (3-4 года) операциях на рынке капитала и приносить доходность большую, чем FTSE-100 (от "голубых фишек" Лондонской фондовой биржи, входящих в индекс Financial Times).
Портфель собственника большинства корпораций мира стал интернациональным. В 2000 г. во всех странах насчитывалось более 1 млрд акционеров,доход которых в виде дивидендов складывается из дивидендов, полученных от акций национальных и зарубежных эмитентов.
Возникло противоречие между национальными и глобальными финансами. Их разрешение стало актуальной международной проблемой. Сейчас необходим пересмотр представлений о финансах государства как закрытой системе, выполняющей лишь функцию перераспределения фондов.
Международная финансовая интеграция устранила барьеры между национальными и международными финансовыми рынками. Финансовый капитал свободно выходит на национальный финансовый рынок и покидает его. Национальное законодательство и правительства уже практически не в состоянии воспрепятствовать движению капитала. Российское законодательство, например, не помешало иностранным инвесторам в 1997 г. вывести из страны средства, вложенные в акции (30% рынка) и ГКО (80% рынка).
Ликвидации препятствий движению капитала между рынками и странами способствует и широкое внедрение новых информационных технологий, телекоммуникаций и Интернета. В реальном режиме времени (Оn-line) осуществляются не только платежи (с использованием электронно-информационной системы банк-клиент), но и перевод средств практически в любой банк мира, предоставляются брокерские услуги, проводятся сделки на международных рынках валюты, денег и капитала.
Лидером электронных банковских услуг является банковский холдинг Credit Suisse First Boston (CSFB). Среди российских банков такие услуги в сети Интернет оказывают "Платина Банк", "Гута Банк", "Автобанк", банк "Менатеп".
Интернет-технологии наиболее привлекательны для операций на международном финансовом рынке. Уже многие банки США и Западной Европы пытаются обслуживать своих клиентов (включая Россию и другие страны СНГ) через Интернет на фондовых и валютных рынках.
Во многих странах приняты не только законы о противодействии легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, но и созданы аналитические службы финансовой разведки, осуществляющие (по данным банков, налоговых органов и таможен) мониторинг за движением в глобальном масштабе подозрительных валютных ценностей.
7 августа 2001 г. Президентом России подписан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", согласно которому создан аналитический центр финансового мониторинга за подозрительными сделками на сумму более 600 тыс. руб. К таким сделкам отнесены сделки и операции, совершаемые:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40