Рисунок 11 - Структура реформирования бюджетного процесса
Планирование и исполнение бюджета будет сопровождаться полной информацией о направлениях и результатах использования бюджетных средств, на основании которой будут приниматься решения об изменении бюджетной политики, а государственные органы – нести ответственность за качественное исполнение своих функций.
Меры по совершенствованию процедур планирования и исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
- гармонизации со стратегическими, среднесрочными целями, задачами социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;
- достижения конечных результатов и целевых индикаторов, соответствующих индикаторам стратегических, среднесрочных задач социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;
- корпоративного управления;
- достижения объективности формирования текущих и капитальных расходов государственных органов и организаций;
- интеграции процедур по разработке и исполнению бюджета;
- исключения дублирующих действий в процедурах исполнения бюджета внутри государственного органа, между ними;
- повышения производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с оптимальным использованием информационных систем.
Бюджетирование, ориентированное на результат – это метод планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета, обеспечивающий распределение бюджетных ресурсов по целям, задачам и функциям государства с учетом приоритетов государственной политики и общественной значимости ожидаемых результатов использования бюджетных средств.
Данный метод дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
Реформирование бюджетного процесса создаст предпосылки введения принципов финансового менеджмента, т.е. расширение полномочий администраторов бюджетных программ по адаптации выполняемых функций к реальным возможностям, позволяющим судить о деятельности государственного органа по эффективности администрируемых программ.
С 2009 года будет осуществлен переход на трехлетнее бюджетное планирование. Разработка проекта республиканского бюджета на 2009 – 2011 годы будет основана на имеющемся опыте в среднесрочном прогнозировании развития экономики, доходов и расходов бюджета, и будет проводиться с применением усовершенствованных подходов к бюджетному процессу.
Бюджетный процесс приобретет большую стабильность и преемственность, поскольку исходной точкой, с которой будет начинаться процесс формирования бюджета, становятся ранее установленные прогнозы расходов и доходов. Бюджет формируется на «скользящей основе», при этом прошлогодний прогноз смещается на один год вперед.
Одним из инструментов государственного влияния на развитие стратегических отраслей экономики является приобретение финансовых активов – приобретение в собственность долей участия и пакетов акций юридических лиц.
В среднесрочной перспективе государственная политика в области управления государственными активами будет направлена на регулирование развития стратегически важных отраслей экономики, в том числе путем восстановления и усиления системы контроля за целевым и эффективным использованием государственной собственности, осуществления оптимизации структуры государственной собственности.
Таблица 10 - Прогноз расходов государственного бюджета на 2008 – 2010 годы
Наименование
2008 год
2009 год
2010 год
в % к ВВП
доля, %
РАСХОДЫ
22,5
100,0
21,9
21,8
Государственные услуги общего характера
1,2
5,3
1,1
5,0
Приложение 2
1,4
6,2
6,4
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность
1,8
7,9
1,6
7,5
7,1
Образование
3,7
16,4
3,8
17,6
17,4
Здравоохранение
2,7
11,8
2,8
13,0
2,9
13,5
Социальное обеспечение и социальная помощь
17,1
3,6
16,7
Жилищно-коммунальное хозяйство
6,3
Культура, спорт, туризм и информационное пространство
0,9
0,8
3,9
Топливно-энергетический комплекс и недропользование
0,6
2,6
0,4
2,0
Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения
5,2
Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность
0,05
0,2
0,04
Транспорт и коммуникации
9,1
8,2
1,7
8,0
Прочие
1,3
5,9
Обслуживание долга
0,3
1,5
Примечание – Источник: Среднесрочная фискальная политика Правительства Республики Казахстан на 2008 – 2010 годы
Рисунок 12 - Изменение доли расходов по категориям в общем объеме
расходов республиканского бюджета
Приобретение финансовых активов является одним из инструментов установления должного контроля со стороны государства над стратегическими отраслями экономики, направленного на обеспечение экономической безопасности страны, а также на эффективное их развитие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18