Рефераты. Финансовый контроль и аудит p> 1.2. Задачи и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных средств.

Важнейшими принципами финансового контроля являются:

– независимость;

– гласность;

– превентивность (предупредительный характер);

– действенность;

– регулярность;

– объективность;

– всеохватывающий характер.

В зависимости от субъектов, которые осуществляют финансовый контроль, различают следующие его виды:

1. Государственный финансовый контроль проводят государственные органы власти и управление. Весь государственный контроль делится на общегосударственный и ведомственный.
. общегосударственный контроль имеет чрезвычайно большое значение, от его организации и действенност во многом зависят пути экономического развития общественного производства, уровень благосостояния населения, масштабы теневой экономики и экономических преступлений. Проводят общегосударственный контроль Кабинет Министров, Министерство финансов,

Государственная налоговая администрация и Государственная контрольно- ревизионная служба, местные государственные администрации,

Государственный таможенный комитет и др.;
. ведомственный финансовый контроль применяется только по отношению к подведомственным предприятиям и организациям и проводится контрольно- ревизионными подразделами министерств и ведомств. В последние годы в связи с ликвидацией большого количества министерств, появлением предприятий новых форм собственности масштабы ведомственного финансового контроля значительно сократились.

2. Общественный финансовый контроль – осуществляют обществен- ные организации (партии, движения, профсоюзные организации).

3. Аудит – новый вид финансового контроля. Это независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих основах.

II. Организация финансового контроля в Украине

2.1. Органы общегосударственного контроля

Важнейшее место среди органов, которые проводят общегосударственный контроль, принадлежит Государственной налоговой администрации Украины и
Государственной контрольно-ревизионной службе Украины.

1.Государственная налоговая администрация является центральным органом исполнительной власти, имеет статус министерства, состоит из
Государственной налоговой администрации Украины, Государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и районах городов.

Главными задачами Государственной налоговой администрации Украины являются:
. контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязательных платежей, установленных законодательством;
. принятие решений относительно наложения финансовых санкций и административных штрафов на нарушителей налогового законодательства и обеспечения их взыскания;
. защита интересов государства в судебных органах в делах, которые касаются уплаты налогов, собрания и других обязательных платежей;
. принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности на выполнение соответствующих законодательных актов.

Права, которыми пользуются государственные налоговые администрации:

1) осуществлять на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности проверки бухгалтерской и финансовой документации, связанной с начислением и уплатой налогов и сборов; получать от служебных лиц и граждан объяснения, справки по вопросам налогообложения;

2) получать бесплатно от предприятий, учреждений и организаций
(включая банковские и финансовые), граждан справки про деятельность, полученные доходы, затраты, счета и другую информацию, в т.ч. такую, которая необходима для формирования информативного фонда Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей;

3) обследовать любые производственные, складские, торговые и прочие помещения субъектов хозяйствование независимо от форм собственности и граждан;

4) требовать от руководителей и других служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан, которые проверяются, устранения выявленных нарушений законодательства про налоги и другие платежи, про предпринимательскую деятельность;

5) приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

6) изымать документы, которые свидетельствуют про утаивание
(занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов и платежей, а граждан -предпринимателей, которые нарушают порядок ведения предпринимательской деятельности – регистрационное свидетельство, патенты с последующей передачей материалов о нарушениях органам, которые выдали эти документы;

7) применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, которые бывают двух видов:
. при выявлении заниженных сумм налогов и других платежей – в двойном размере доначисленных сумм, а в случае повторного нарушения на протяжении года – в пятикратном размере;
. за непредоставление или несвоевременное представление государственным налоговым администрациям налоговых деклараций, расчетов, аудиторских выводов и документов, необходимых для вычисления и начисления налогов, сборов, платежей – в размере 10 % подлежащих к уплате сумм;

8) взымать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, платежей (суммы недоимки);

9) за несвоевременное выполнение банковскими и другими финансово- кредитными учреждениями распоряжений государственных налоговых администраций про неопровержимое взыскание налогов, взносов, собрания, а также поручений субъектов хозяйствования и граждан на оплату этих платежей взымать с указанных учреждений пеню за каждый день прострочки, в размерах, установлених действующим законодательством;

10) накладывать административные штрафы на конкретных должностных лиц, граждан, виновных в нарушениях действующего финансового законодательства.

Размеры административных штрафов устанавливаются в определенных количествах необлагаемых налогами минимумов доходов граждан в зависимости от характера нарушений;

11) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности;

12) в случае выявления злоупотреблений давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий;

13) требовать от руководителей предприятий, учреждений, организаций, которые проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно- материальных ценностей, средств и расчетов; в нужных случаях опечатывать кассы, составы, архивы;

14) предоставлять информацию из Государственного реестра физических лиц – налогоплательщиков и других обязательных платежей другим государственным органам соответственно действующему законодательству.

2. Государственная контрольно-ревизионная служба Украины действует при Министерстве финансов Украины и ему подчиняется. Расходы на содержание этой службы финансируются из государственного бюджета.

Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделов (отделов, групп) в районах, городах и районах городов.

Органы Государственной контрольно-ревизионной службы выполняют следующие функции:

1) организовывают работу контрольно-ревизионных подразделений на местах по проведению ревизий и проверок, обобщают следствия ревизий и проверок, в случаях, предусмотренных законодательством, сообщают о них органам законодательной и исполнительной власти;

2) проводят ревизии и проверки финансовой деятельности, состояния и сохранения средств и материальных ценностей, достоверности учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджета и из государственных валютных фондов;

3) проводят ревизии и проверки правильности расходования государственных средств на содержание местных органов государственной исполнительной власти, учреждений и организаций, которые действуют за границей и финансируются за счет государственного бюджета;

4) контролируют полноту оприходования, правильность расходования и сохранение валютных средств;

5) осуществляют контроль за устранением недостатков и нарушений, выявленных предшествующими ревизиями и проверками;

6) разрабатывают инструктивные и прочие нормативные акты о проведении ревизий и проверок;

7) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделов; обобщают опыт проведения ревизий и проверок и распространяют его среди контрольно-ревизионных служб, разрабатывают предложения относительно усовершенствования контроля.

По инициативе государственной контрольно-ревизионной службы ревизия или проверка предприятия, учреждения, организации может проводиться не чаще чем один раз в год. Но по поручению правоохранительных органов ревизия или проверка может быть проведена в любое время.

Права государственных контрольно-ревизионных служб аналогичны тем, которыми пользуются налоговые администрации.

2.2. Другие органы финансового контроля

В 1997 г. был принят закон "О Расчетной палате Верховной Рады
Украины", согласно которому должна быть созданна Расчетная палата как постоянно действующий орган государственного финансово-экономического контроля. Основными задачами палаты являются: контроль за своевременным выполнением Государственного бюджета, финансированием общегосударственных программ, заключением соглашений о государственных займах и кредитах; контроль за использованием золотого запаса, драгоценных металлов, камней; предоставления кредитов и осуществления операций по размещению золотого резерва и резерва в иностранной валюте. Палата будет осуществлять ревизии и проверки по финансовым вопросам в аппарате Верховного Совета, органах исполнительной власти, Национального банка. Фонде государственного имущества, других подчиненных Верховному Совету органах, а также на предприятиях и в организациях.

В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особого значения приобретает аудиторский контроль.

В 1993 г. в Украине был принятый Закон "Об аудиторской деятельности", который определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности и направленный на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.