Рефераты. Финансовый анализ и планирование. Управление оборотным капиталом. Специальные разделы финансового ме...

Модель корпорации "Дюпон" применяется для факторного анализа рентабельности собственного капитала Она устанавливает взаимосвязь между рентабельностью собственного капитала и основными финансовыми показателями предприятия: рентабельностью продаж оборачиваемостью активов и финансовые рычагом.



Для каждого конкретного случая модель позволяет определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на величину рентабельности собственного капитала.

Например, она наглядно показывает, что рентабельность собственного капитала предприятия и его финансовая устойчивость находятся в обратной зависимости. При увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом.


9. Показатели деловой активности предприятия


Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Показатели оборачиваемости являются одной из основных групп показателей финансового состояния предприятия.

В зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги, зависит платежеспособность предприятия и финансовые результаты.

Чем быстрее обращаются средства, тем меньше необходимая величина авансируемого капитала, потребность в дополнительных источниках финансирования и плата за них, затраты, связанные с хранением товарно-материальных ценностей, и, следовательно лучше финансовые результаты работы предприятия.

Таким образом, для анализа деловой активности организации используют две группы показателей:

1. Общие показатели оборачиваемости.

2. Показатели управления активами.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться:

а) скоростью оборота – количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;

б) периодом оборота – средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

К общим показателям деловой активности относятся следующие:

1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача).



Данный коэффициент показывает эффективность использования имущества. Он отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период всего капитала предприятия).

2.     Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.



Данный коэффициент показывает, сколько раз оборотные активы за один хозяйственный год превращаются в деньги, то есть показывает число оборотов, которые совершает оборотный капитал предприятия за анализируемый период. Оборотные средства, как правило, совершают несколько оборотов в год.

3. Фондоотдача.



Фондоотдача показывает общую отдачу от использования каждого рубля, затраченного на основные производственные фонды, то есть эффективность этого вложения средств.

4. Коэффициент отдачи собственного капитала.



Показывает скорость оборота собственного капитала, то есть сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала.

К показателям деловой активности, характеризующим управление активами, относятся:

1. Коэффициент оборачиваемости запасов. Показывает, за сколько в среднем дней оборачиваются запасы в анализируемом периоде.



2. Коэффициент оборачиваемости запасов готовой продукции рассчитывается по следующей формуле:



3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности рассчитывается следующим образом.



4. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается следующим образом.



Продолжительность одного оборота в днях можно рассчитать следующим образом:



ТЕМА 7. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ


1. Понятие и основные элементы оборотного капитала


Оборотный капитал – это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

Оборотные средства делятся на оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью потребляются в каждом производственном цикле и переносят всю свою стоимость на вновь созданную продукцию (сырье и материалы, незавершенное производство, расходы будущих периодов).

Фонды обращения непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения (готовая продукция на складе, товары отгруженные, дебиторская задолженность и денежные средства).

Выделяют также следующие классификационные признаки оборотных средств:

1. По периоду функционирования оборотных активов выделяют следующие их виды:

а) Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия.

б) Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой изменяющуюся их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей.

2. По возможности определения потребности в оборотных средствах различают:

·                   нормируемые оборотные средства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, расходы будущих периодов);

·                   ненормируемые оборотные средства (товары отгруженные, денежные средства и дебиторская задолженность).


2. Кругооборот оборотного капитала. Операционный и финансовый цикл предприятия


Движение оборотного капитала может быть представлено в классической форме.

Д – Т – … П … – Т' – Д' (1)

Рис. Стадии кругооборота оборотных средств


Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, то есть кругооборот совершается непрерывно и происходит постоянная смена форм авансированной стоимости.

Период времени, в течение которого совершается оборот средств (от поступления сырья до получения средств от покупателя), называется операционным циклом. Операционный цикл состоит из производственного и финансового циклов.

Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.

Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по следующей формуле:


ППЦ = ПОСМ + ПОНП + ПОГП


где ППЦ – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;

ПОСМ – период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

ПОНП – период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;

ПОГП – период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.

Финансовый цикл предприятия представляет собой период времени между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашением кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поставленную им продукцию (погашением дебиторской задолженности).

Продолжительность финансового цикла предприятия определяется по следующей формуле:


ПФЦ =ППЦ + ПОДЗ – ПОКЗ,


где ПФЦ – продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;

ППЦ – продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;

ПОДЗ – средний период оборота текущей дебиторской задолженности, в днях;

ПОКЗ – средний период оборота текущей кредиторской задолженности, в днях.


3. Политика управления оборотным капиталом


Главная задача управления оборотными активами состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия. Управление оборотным капиталом предприятия осуществляется по следующим основным этапам:

1. Анализ оборотных средств предприятия.

2. Выбор политики формирования оборотных активов предприятия.

3. Оптимизация объема оборотных активов.

4. Обеспечение необходимой ликвидности и рентабельности оборотных активов.

5. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов.

Основной целью анализа оборотных активов предприятия является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.


Таблица. Этапы анализа оборотных активов предприятия

Стадия анализа

Предмет анализа

Рассчитываемые показатели

1

Динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием.

Темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов.

Динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

2

Динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов.

Темпы изменения суммы каждого из этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции.

Удельный вес основных видов оборотных активов в общей их сумме.

3

Оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы.

Коэффициент оборачиваемости и периода оборота оборотных активов.

Общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия.

Основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

4

Рентабельность оборотных активов и факторы на нее влияющие.

Коэффициент рентабельности оборотных активов.

5

Состав основных источников финансирования оборотных активов.

Сумма и удельный вес в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы.

Уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.