Рефераты. Финансово-денежная система Украины

Нормативное требование Национального банка Украины при создании новых коммерческих банков с валютной лицензией на СКВ — это формирование уставного фонда в размере 3 млн евро. Это ориентир для банков, которые имеют намерение выйти на международный уровень. Для малых и средних банков величина минимальных требований составляет 1 млн евро собственных средств.

3. По сумме оплаченных уставных фондов коммерческие банки Украины делятся на такие группы:

- 5 млн евро и больше — 24 банка;

- 3 — 5 млн евро — 27 банков;

- 2 — 3 млн евро —12 банков;

- 1 — 2 млн евро — 96 банков.

4. Структура пассивов коммерческих банков в последнее время характеризуется положительными тенденциями, прежде всего увеличением вкладов населения, которые на протяжении 1997 г. выросли более чем в полтора раза, хотя их удельный вес остается небольшим. На первое января 1998 г. он составил 4,4% от всех пассивов банков.

Значительный удельный вес в структуре банковских пассивов принадлежит средствам до востребования юридических лиц (10,2%), срочным депозитам и кредитам, полученным от других банков, в том числе от НБУ, средствам государственного и местных бюджетов (37,8% общей суммы привлеченных средств). Однако бюджетные средства размещены лишь в пяти крупных банках.

5. Структура кредитных вложений банковской системы характеризуется значительной долей кредитов НБУ правительству, незначительными долями кредитов на производство и долгосрочное кредитование. При этом кредиты НБУ правительству страны составляют около 50 процентов всех кредитных вложений в экономику Украины.

Коммерческие банки на первом этапе своей деятельности ориентировались на кредитование быстро окупаемых торгово-закупочных операций негосударственного сектора экономики. В производство было вложено до 4 процентов общего объема предоставленных кредитов, поскольку предприятиям невыгодно брать кредиты под высокие проценты.

В условиях высокого уровня инфляции долгосрочное кредитование в 1993 г. снизилось до 3 процентов от общей суммы кредитных вложений, а в 1994 г. — до 1,9 процента.

В 1996—1997 гг. вследствие снижения уровня инфляции и процентной ставки были созданы долее благоприятные условия для кредитной деятельности банков. В результате на 1 января 1998 г. общая сумма предоставленных кредитов субъектам хозяйствования составила 9295,5 млн грн., что на 38% больше, чем на 1 января 1997 г. Удельный вес предоставленных кредитов коммерческими банками в 1997 г. составил. 24% общей суммы активов. Однако для развития долгосрочного кредитования украинским банкам по-прежнему не хватает собственных ресурсов и эффективных бизнес-программ. Поэтому долгосрочное кредитование в Украине — преимущественно удел крупных банков, имеющих доступ к бюджетной статье "Финансирование капитальных вложений" или к кредитным линиям ЕБРР под гарантию государства. Большая часть украинских банков предоставляет клиентам, как правило, краткосрочные рискованные услуги.

В кредитовании экономики принимает участие иностранный капитал. Так, программа ЕБРР предусматривает предоставление займов в размере от 100 тыс. до 2,5 млн евро на реализацию проектов в сфере промышленного производства, строительства, торговли, сельского хозяйства, транспорта. ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн евро на поддержку малого бизнеса. Кредитование осуществляется чрез ведущие коммерческие банки страны. С 1999 г. на эти цели выделено еще 100 млн евро.

6. С конца 1994 г. в банковской и кредитной системах начали развиваться кризисные явления. Так, сумма просроченной задолженности предприятий и организаций на конец 1994 г., по данным НБУ, составляла 170,1 трлн крб., в том числе 154,5 трлн крб. — задолженность между предприятиями и 15,6 трлн крб. — между коммерческими банками. Одной из мер для разрешения платежного кризиса, которую пытается применить НБУ, является использование векселей. В 1995 г. прекратили свою деятельность 20 коммерческих банков и более 50 филиалов. Кризис охватил большие коммерческие банки "первой волны" (ИНКО, "Возрождение", Лесбанк и др.). С конца 1994 г. начался "трастовый кризис".

В 1997 г. наметились положительные сдвиги в деятельности банковской системы, которые проявились прежде всего в повышении качества "кредитных портфелей". Если к началу 1996 г. банковская система имела 26% просроченных и пролонгированных кредитов, то к началу 1997 г. их доля снизилась до 20%, в том числе доля просроченных кредитов — 10,4%), а к началу 1998 г. удельный вес просроченных кредитов в общей сумме предоставленных снизился до 8,7%.

Однако банковская система остается еще нестабильной вследствие нестабильности социально-экономической ситуации в Украине в целом. За период с 1992 г. из Книги регистрации банков изъято 42 банка, из них в 1997 г. — 10. По состоянию на 1 января 1998 г. 62 банка отнесены к категории проблемных, 23 из них работают в режиме финансового оздоровления, 40 — в стадии ликвидации.

7. Мировой финансово-валютный кризис, развернувшийся во второй половине 1997 г., затронул со второй половины 1998 г. и Украину, которой вследствие еще слабого включения в мировую экономическую систему довольно успешно удалось его преодолеть.

В целом же только преодоление экономического кризиса в стране может стать надежной основой стабилизации банковской системы Украины.


4. Страховая система


Страховая система представляет собой совокупность форм страхового фонда во взаимосвязи с экономическими отношениями по поводу формирования и использования этого фонда для осуществления страховой защиты потерпевших от случайных, опасных для здоровья и (или) материального благополучия событий как физических, так и юридических лиц, создавая благоприятные условия для непрерывного процесса общественного воспроизводства. Она включает в себя совокупность форм, видов и методов страхования, а также страховые организации и институты в их взаимодействии.

В процессе исторического развития страхования страховой фонд проявил себя в трех основных организационных формах:

- фонд самострахования;

- централизованный государственный страховой (резервный) фонд;

- страховой фонд страховщика.

Самострахование предполагает формирование в децентрализованном порядке определенного обособленного фонда, как правило, в натуральной форме. Примером его могут служить фуражный и семенной фонд в сельском хозяйстве или запасы продовольствия в любом домашнем хозяйстве в период преимущественно натурального производства. В условиях перехода к рыночному хозяйству эта форма самострахования модифицируется в фонд риска производителя товаров и услуг. Этот фонд может принимать как денежную, так и натуральные формы. Его предназначение состоит в том, чтобы в условиях нестабильности, особенно свойственной переходным экономическим системам, обеспечить субъектам хозяйствования возможность непрерывно функционировать, избегая производственных и финансовых срывов. Порядок формирования и использования этого страхового фонда, как правило, регламентируется уставом предприятия.

Централизованный государственный страховой (резервный) фонд формируется за счет общегосударственных ресурсов, принимает натуральную (стратегические запасы государства) и денежную (централизованные государственные финансовые резервы) формы и предназначается для возмещения ущерба, причиненного сложными технологическими авариями, значительными стихийными бедствиями, эпидемиями и т. п.

Страховой фонд страховщика — децентрализованный фонд, который формируется за счет средств страхователей, т. е. тех, кто застрахован, и предназначается для возмещения им ущерба или выплаты страховых сумм страховщиком, т. е. тем, кто осуществляет страхование.

В основе страхования лежит страховой риск. Где нет риска, нет потребности в страховании. Но не всякий риск может быть объектом страхования. Страховой риск обязательно имеет вероятностный, случайный характер. Поэтому страхованию подлежит риск, по которому можно оценить вероятность страхового события, размер ущерба, рассчитать цену страховой услуги и возможную часть страхового возмещения.

Нестраховые риски — события, которые тоже сопровождаются определенными потерями для потерпевшего, но они не подлежат страхованию чаще всего из-за отсутствия страховщика, желающего взять на себя обязательства по покрытию убытков при наступлении отмеченных выше событий. Это, как правило, события, вероятность наступления которых нельзя надлежащим образом оценить, а также нельзя доказать, имел ли место страховой случай. По таким рискам нельзя определить размер убытков и, соответственно, цену страховой услуги.

Формирование и функционирование страхового фонда страховщика основывается на следующих принципах:

1) вероятностный характер страховых событий влияет на величину страховых платежей (цену страховой защиты);

2) общая закономерность здесь проявляется через огромное количество страховых случаев, что обусловливает необходимость рассчитывать себестоимость страховой услуги применительно ко всей страховой совокупности;

3) возвратность средств, проявляющаяся в том, что средства, собранные страховщиком для выплат страхового возмещения, возвращаются, но не каждому страхователю, принимающему участие в формировании этого фонда, а только пострадавшим от страховых событий в период действия страхового договора;

4) замкнутая раскладка ущерба между участниками формирования страхового фонда в пространстве и во времени.

Пространственная раскладка ущерба означает, что распределение ущерба между страхователями осуществляется по принципу: "С миру по нитке — голому рубашка". Временная раскладка ущерба основывается на осознании страховщиком того, что благоприятные годы применительно к определенным страховым событиям — явление преходящее. Они сменяются годами, богатыми на страховые события. Для того чтобы страховщик оказался готовым возмещать убытки в неблагоприятные годы, он должен в благоприятные периоды резервировать часть страхового фонда.

Страховые отношения складываются между страховщиками, страхователями и страховыми посредниками. Страховщики — юридические лица (акционерные, полные, коммандитные общества либо общества с дополнительной ответственностью), которые получили лицензию, дающую им право заниматься страховой деятельностью. Страхователи — юридические лица и дееспособные граждане, которые заключили со страховщиками договоры по страхованию своего собственного интереса или интереса третьего лица, платят страховые премии (взносы) и имеют право по договору (при добровольном страховании) или по закону (при обязательном страховании) на получение компенсации (возмещения) при наступлении страхового события.

Функции посредников между страховщиками и страхователем выполняют чаще всего страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика и представляющие его интересы. Страховые брокеры — физические или юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке субъектом предпринимательской деятельности и действующие на страховом рынке от своего имени, представляя интересы страхователя и страховщика. Страхователи, страховщики и посредники взаимодействуют между собой в условиях страхового рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.