Рефераты. Финансовй контроль p> Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов Российской Федерации, представления Государственной Думе
РФ кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка
РФ. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент Российской Федерации обращается к
Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. "е" ст. 84 Конституции РФ).

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 16 марта 1994 г.[13] Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов 'контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий
(независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.
Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

Правительство РФ в соответствии со ст. 101, 114 Конституции РФ и
Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" от 17 декабря 1997 г.[14] наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита. Правительство РФ контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждены положения "О Министерстве финансов"[15], "О
Федеральном Казначействе"[16]. При Правительстве РФ действует Контрольно- наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны
Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин России), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Министерства
Финансов РФ в той или иной форме контролируют различные направления финансовой деятельности. Прежде всего, Министерства Финансов РФ осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного
'"контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ; контроль за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; страховой надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков; контроль за качеством аудиторских проверок; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ и др.

По результатам контроля Министерство Финансов РФ вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей 'отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое
Министерством Финансов РФ методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (кроме аудита банков).

Следует отметить, что контрольные полномочия Министерства Финансов РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня.
Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Следует обратить внимание, что закрепленные ныне контрольные полномочия Министерства Финансов РФ направлены на бюджет и государственные внебюджетные фонды только федерального уровня. И в тех случаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности в бюджетном устройстве России, самостоятельности финансовой деятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в установленных законодательством пределах, их ответственностью за формирование и использование своих финансовых ресурсов.

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Министерства Финансов РФ Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.

Департамент государственного финансового контроля и аудита
Министерства Финансов РФ, созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., является преемником Контрольно-ревизионного управления
Министерства Финансов РФ[17]. Департамент - и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Органы Федерального казначейства РФ призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

- контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;

- контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;

- контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;

- контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Федерального Казначейства РФ имеют право производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Федерального
Казначейства РФ взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

В настоящее время произведена реорганизация контрольных органов
Министерства Финансов РФ на местах. Так, в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении положения о
Контрольно - ревизионном Управлении РФ» организованы контрольно-ревизионные управления Министерства Финансов РФ в субъекте РФ (территориальные
КРУ)[18].

Основной задачей деятельности территориальных управлений Контрольно – ревизионного Управления РФ является осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.

Территориальные КРУ также вправе контролировать качество проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций
(кроме аудита в банковской сфере). По результатам проверок территориальные
КРУ имеют право ставить вопрос перед Минфином России об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Руководители территориальных КРУ назначаются на должность и освобождаются от нее Минфином России.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым выделение налоговых органов в ^особую систему. Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.