Анализ относительных показателей (коэффициентов) позволяет рассчитывать отношения между отдельными показателями отчета или показателями разных форм отчетности и определять взаимосвязи показателей.
Любой финансовый анализ независимо от того, кто его проводит (внутренний или внешний пользователь), с какой целью (исследования текущего состояния или построения прогноза) и с помощью каких методов, моделей и приемов, базируется на данных бухгалтерской и финансовой отчетности.
Информационной базой финансового анализа являются годовая и квартальная бухгалтерские отчетности, регистры бухгалтерского учета. Отчетность предприятия в обобщенном виде показывает финансовое положение предприятия и результаты его деятельности за отчетный период.
Этапы финансового анализа
Прежде чем приступить к проведению финансового анализа состояния предприятия, необходимо точно определить исходную цель анализа, так как от этого зависит степень детализации и глубина исследования по отдельным направлениям.
Анализ финансового состояния дает возможность оценить:
• имущественное состояние предприятия;
• степень предпринимательского риска, то есть возможность погашения обязательств перед третьими лицами;
• достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
• потребность в дополнительных источниках финансирования;
• способность к наращиванию капитала;
• рациональность использования заемных средств и эффективность деятельности районного потребительского общества.
Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия могут осуществляться в три этапа.
1-й этап. Ознакомление с работой предприятия, видами деятельности. Необходимо определить основные виды деятельности, их объем и изменения за последние годы с учетом инфляционного процесса.
2-й этап. Сбор и подготовка исходной информации. На данном этапе изучают: бухгалтерскую отчетность; аналитические справки; статистическую информацию; учетную политику — способ учета выручки от реализации (по оплате или по отгрузке); методы оценки списываемых в производство товарно- материальных ценностей и малоценных быстро изнашивающихся предметов; методы учета издержек и формирования цен на товары; методы группировки издержек производства и обращения.
3-й этап. Аналитическая обработка собранной информации. Проводится анализ тенденций развития предприятия за ряд последних лет, и выявляются наиболее острые проблемы. Данный этап подразделяется на следующие подэтапы: анализ состава и структуры имущества, источников финансовых ресурсов; анализ бухгалтерского баланса с применением финансовых коэффициентов; анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности[43].
Заключение
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются государственным устройством страны. Финансовый контроль в России особенно актуален в период перехода от командно-административных к рыночным формам управления экономикой. По мере развития рыночной экономики, тем более с усилением ее социальной ориентации, контрольно-финансовые функции государства все более усложняются.
В ходе исследования данной проблемы выясняется, что финансовый контроль охватывает своим воздействие на общественные отношения в процессе создания, распределения и использования государственных денежных фондов. Финансовый контроль распространяется не только на финансовые, но и на определенный комплекс хозяйственных отношений, о чем свидетельствуют многочисленные акты ревизий, проверок хозяйственно-финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта. Таким образом, финансовый контроль -это контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов.
Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций и иных хозяйствующих субъектов. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы законодательством.
Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, а также эффективному использованию финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансового контроля является важнейшим условием обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности, экономического и эффективного использования бюджетных, заемных и собственных средств, укрепления финансовой дисциплины.
Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта; налоговый контроль и другие направления.
Финансовый контроль имеет важное значение для реализации финансовой политики государства. Реализацию финансовой политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ. Важнейшее место среди этих мероприятий принадлежит правовой регламентации форм и норм финансовых отношений. Финансовая политика
должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как
они — материальная база любых преобразований. Следовательно, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства.
Для решения этой проблемы я хочу предложить два варианта:
Во-первых, хочется надеяться, что законодатели (с учетом и собственного опыта) найдут приемлемый способ вернуть понятие ревизии в Бюджетной кодекс РФ. Возможности для этого есть. Поправки, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, не являются последними. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" наряду с высокой оценкой роли Бюджетного кодекса РФ отмечено, что отдельные положения этого документа нуждаются в доработке.
Во-вторых, очевидно, что основным документом, в котором положения подготавливаемой концепции государственного финансового контроля найдут правовое выражение и закрепление, станет соответствующий федеральный закон. Скорее всего, это будет закон о государственном финансовом контроле, проекты которого существуют уже не один год.
Список литературы.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О
Правительстве РФ» //СЗ РФ. 1997. №51.
3. Закон РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате РФ» // СЗРФ.
1995. №3. Ст. 167.
4. Закон РФ от 08 июля 1999 г. июля № 151-ФЗ «О налоговых органах РФ»
//Российская газета. 1999 г. 14 июля.
5. Закон РФ от 24 июня 1993г. № 23-ФЗ «О Федеральных органах налоговой полиции»- Российская газета. 1995. 17 декабря
6. Закон РФ от 11.01.95.№4 «О Счетной палате РФ» //СЗ РФ 16.01.95. №3
Ст.167.
7. Закон РСФСР « О страховании » от 27 ноября 1992г. – ВВС РФ 1993г. №2
Ст.56
8. Закон РФ « Об организации страхового дела в РФ » // СЗ РФ 1998г. №1.
Ст.4.
9. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.//СЗ РФ 1996г.№48. Ст.
5369. 10. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ
1996 №31 Ст. 3696 11. Указ Президента РФ от 22 Декабря 1993 г. утвердил Временные правила аудиторской деятельности // Российская газета. 1993. 29 декабря. 12. Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. « Об утверждении положения о
Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ
РФ. 1996. № 12. Ст. 1066. 13. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1991г. №3402 « Об утверждении Положения о Государственной налоговой службе РФ» -
Российская газета 1991г. 5 декабря. 14. Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. «О
Министерстве РФ по налогам и сборам» -Российская газета 1998г. 30 декабря. 15. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о
Федеральной службе налоговой полиции РФ» от 25 сентября 1999г.-
Российская газета. 1999. 30 сентября. 16. Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1992г. «О государственном страховом надзоре РФ» - ВВС РФ 1992г. №8. Ст. 379. 17. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96. №1095 // СЗ
РФ 1996г. №31. Ст. 3696. 18. Постановление Правительства РФ Положение о Министерстве Финансов РФ
№273 от 6 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288. 19. «Положение о Контрольно- ревизионном управлении Министерства Финансов
РФ в субъекте Российской Федерации » //СЗ РФ 17. 08.98.№33 Ст.4007 20. Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении
Положения о Контрольно – ревизионном Управлении Министерства Финансов
РФ в субъекте РФ»// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007. 21. Постановление ВС РФ от 27.12.91. «Об утверждении положения о пенсионном фонде РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 5. Ст. 180; СЗ
РФ 1997г. №9 Ст.2118. 22. Постановление правительства РФ от 12.02.94.№101 «О фонде социального страхования РФ» САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 599. 23. Постановление Правительства РФ « Об утверждении устава федерального фонда обязательного медицинского страхования» - Ведомости СНД и ВС РФ.
1993. №17. Ст. 591 24. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973 25. Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы. 1979. С. 14. 26. Бутынец Ф.Ф Организация и проведение ревизии в условиях механизации учета в потребкооперации.- М.: Статистика. 1976г. 27. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.-
М.: Ф.и С. 1998г. 28. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях. М.:
Статистика. 1976г. 29. Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы.1976г. 30. Митрофанов В.М. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности предприятий. М.: Финансы. 1971г. 31. Советское финансовое право . Под ред. Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит.
1978; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных,
С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982; Советское финансовое право:
Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985; Воронова Л.К.,
Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983. 32. Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. М.:
Финансы, 1971. С. 134. 33. Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы 1976г. 34. Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствованиифинансовой деятельности Советского государства. М.:
Изд-во МГУ. 1983; Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997 и др. 35. Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение.
1998г. №40. 36. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ.
1996; Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ.
1999 и др. 37. Аудит и налогооблажение. № 8. (68) 2001г. 38. Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10. 39. Организованная преступность в России: философский и социально – политический аспекты. Материалы научно – практической конференции (27-
28 мая 1999г.) – М.:МИ МВД России 1999г. 40. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» - Аудиторские
Ведомости. 1997г. №7 41. Теневая экономика и организованная преступность. Материалы научно – практической конференции (9 – 10 июня 1998г.). – М.:МИ МВД России
1998г.
----------------------- [1] См., напр.: Советское финансовое право . Под ред. Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит. 1978; Советское финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982; Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985; Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983. 2. См., напр.: Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствованиифинансовой деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983; Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997 и др. [2] См., напр.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 1996; Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ. 1999 и др.
[3] Вознесенский Э.А. Указ, работа. С. 61-76. [4] Вознесенский Э.А. Указ, работа. С. 70-75 [5] Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. М.: Финансы. 1979. С. 14.
[6] Там же. С. 28.
[7] Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996 №31 Ст. 3696 [8] Указ Президента РФ от 22 Декабря 1993 г. утвердил Временные правила аудиторской деятельности // Российская газета. 1993. 29 декабря. [9] Вознесенский Э.А. Указ работа. С. 69.
[10] Подробнее о документальном контроле см.: Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10.
[11] Закон РФ «О Сетной палате РФ» от 11 января 1995 г. // СЗРФ. 1995. №3. Ст. 167.
[12] Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. « Об утверждении положения о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066. [13] Федеральный конституционныйзакон РФ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г.//СЗ РФ. 1997. №51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1 [14] См. соответствующее Постановление Правительства РФ Положение о Министерстве Финансов РФ №273 от 6 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №11. Ст. 1288.
[15] Постановление Правительства РФ от 27 августа 1993 г. // С АПП. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681 [16]« Положение о Контрольно- ревизионном управлении Министерства Финансов РФ в субъекте Российской Федерации » //СЗ РФ 17. 08.98.№33 Ст.4007 [17] Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. «Об утверждении Положения о Контрольно – ревизионном Управлении Министерства Финансов РФ в субъекте РФ»// СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007.
[18]Закон РФ «О налоговых органах РФ» //Российская газета. 1999. 14 июля. [19] Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1991г. №3402 « Об утверждении Положения о Государственной налоговой службе РФ» - Российская газета 1991г. 5 декабря. [20] Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 г. «О Министерстве РФ по налогам и сборам» -Российская газета 1998г. 30 декабря.
[21] Закон РФ от 24 июня 1993г. « О Федеральных органах налоговой полиции»- Российская газета. 1995. 17 декабря [22] Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе налоговой полиции РФ» от 25 сентября 1999г.-Российская газета. 1999. 30 сентября.
[23] Указ Президента Российской Федерации от 10 февраля 1992г. «О государственном страховом надзоре РФ» - ВВС РФ 1992г. №8. Ст. 379. [24] Закон РСФСР « О страховании » от 27 ноября 1992г. – ВВС РФ 1993г. №2 Ст.56 [25] Закон РФ « Об организации страхового дела в РФ » // СЗ РФ 1998г. №1. Ст.4.
[26]Постановление ВС РФ от 27.12.91. «Об утверждении положения о пенсионном фонде РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 5. Ст. 180; СЗ РФ 1997г. №9 Ст.2118.
[27] Постановление правительства РФ от 12.02.94.№101 «О фонде социального страхования РФ» САПП РФ. 1994. № 8. Ст. 599.
[28] Постановление Правительства РФ « Об утверждении устава федерального фонда обязательного медицинского страхования» - Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №17. Ст. 591 [29] Организованная преступность в России: философский и социально – политический аспекты. Материалы научно – практической конференции (27-28 мая 1999г.) – М.:МИ МВД России 1999г. [30] Теневая экономика и организованная преступность. Материалы научно – практической конференции (9 – 10 июня 1998г.). – М.:МИ МВД России 1998г. [31] См.: Договор о создании Союзного государства // Российская газета. 2000. 29 января.
[32] Закон РФ от 11.01.95.№4 «О Счетной палате РФ» //СЗ РФ 16.01.95. №3 Ст.167. [33] Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации Договора о создании Союзного государства // Российская газета. 2000. 1 февраля.
[34] Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96. №1095 // СЗ РФ 1996г. №31. Ст. 3696. [35] Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы.1976г. Митрофанов В.М. Контроль и ревизия хозяйственной деятельности предприятий. М.: Финансы. 1971г. Белов Н.Г. Контроль и ревизия в сельскохозяйственных предприятиях. М.: Статистика. 1976г. [36] Бутынец Ф.Ф Организация и проведение ревизии в условиях механизации учета в потребкооперации.- М.: Статистика. 1976г. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.- М.: Ф.и С. 1998г. [37] См.: Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США. М.: Финансы, 1971. С. 134.
[38] Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы 1976г. [39] Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.//СЗ РФ 1996г.№48. Ст. 5369. [40] Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» - Аудиторские Ведомости. 1997г. №7 [41] Там же С 52 [42] Аудит и налогооблажение. № 8. (68) 2001г. Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. 1998г. №40.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11