• увеличение показателя по стр. 3 свидетельствует о том, что все больший доход организация получает от своей основной деятельности, т.е. выпуска собственной продукции и дальнейшей ее реализации. Данную тенденция следует считать позитивной, т.к. наблюдается ежегодный рост выручки от реализации товаров (продукции, работ): так рост с 2005 на 2006 г. составляет 42192 тыс.руб., а с 2006 г. на 2007 г. – 73542 тыс.руб.
• увеличение показателя по стр. 2 и стр. 4 – отрицательная тенденция, она говорит о высоких затратах на производство и реализацию продукции. Если такая тенденция будет продолжатся и значение показателей возрастет, то предприятие будет работать себе в убыток, поэтому необходимо уделять этому большое внимание и искать пути для снижение его роста.
• рост показателя по стр. 5 благоприятен и свидетельствует об увеличении рентабельности продукции и относительном снижении издержек производства и обращения. Рост с 2005 г. на 2006 г. составляет 3720 тыс.руб. или 138,26%, рост с 2006 г. на 2007 г. – 15726 тыс.руб. или 216,99 (т.е. прибыль от продаж в 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросла в 2 раза).
• рост показателей по стр. 10 и стр.12 также указывает на положительные тенденции в организации производства на данном предприятии; разные темпы изменения этих показателей могут быть вызваны в основном корректировкой системы налогообложения;
• показатель по стр. 11 характеризует долю прибыли, перечисляемую в бюджет в виде налога на прибыль и обязательных платежей; рост этого показателя в динамике, происходящий, как правило, при увеличении ставок налогообложения, - нежелательное, но необходимое и не зависящее от коммерческой организации явление; в рамках внутрифирменного финансового анализа здесь можно выделить и контролировать динамику штрафных санкций. Однако, в период с 2005 г. по 2007 г. ставка по налогу на прибыль не изменялась, значит увеличение платежей по налогу на прибыль вызваны ростом налогооблагаемой прибыли, соответственно.
На основе данных, полученных в результате анализа «Отчета о прибылях и убытках», можно сделать следующие выводы: ОАО «Завод бурового оборудования» функционирует стабильно, в результате своей деятельности получает положительный финансовый результат в виде прибыли; также наблюдается увеличение доходов по операциям финансового характера, т.е. предприятие помимо доходов от выпуска и реализации продукции получает дополнительный доход; однако с увеличением доходов, увеличиваются и расходы, которые необходимо снижать. В общем можно сделать следующий вывод, предприятие функционирует эффективно.
Важное значение для оценки прибыли имеет факторный анализ. В приведенных ниже таблицах приведены расчеты влияния на прибыль от продаж продукции трех наиболее важных факторов – объем реализации в натуральном выражении, цена на единицу продукции и себестоимость одной реализованной единицы продукции.
Таблица №4
Анализ прибыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2006 год.
Показатели
2005 год
2006 год
Изменения, (+,-)
Выручка, тыс.руб.
64784
109842
+45058
Себестоимость, тыс.руб.
38976
64683
+25707
Объем реализации в натуральном выражении, тыс.руб.
55489
107445
+51946
Цена за единицу, тыс.руб.
1,1675
1,0223
-0,1452
Себестоимость за единицу, тыс.руб.
0,7024
0,602
-0,1
Прибыль, тыс.руб.
25807,934
45159,134
+19351,2
PR=V*(Ц – С)
PR2006=V *(Ц –С)=107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR2005=V *(Ц –С)=55489*(1,1675 – 0,7024)=25807,934
PR= PR2006 – PR2005=19351,2
1. Объем реализации в натуральном выражении:
PR0=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR1= PR2006 – PR2005=19351,2
2. Цена:
PRц=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,7024)=34371,656
PR2= PR01 – PR0=-10787,478
3. Себестоимость:
PR=V *(Ц –С)= PR =107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR3= PR – PR2=10787,478
Общее влияние:
PR= PR2006 – PR2005= PR1 + PR2 + PR3=19350,2
Анализ прибыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» за 2007 год.
2007 год
Изменение, (+,-)
195093
+85251
121088
+56405
Объем реализации в натуральном выражении, ц
187786
+80341
Цена за единицу, тыс.руб/ц
1,0389
+0,0166
Себестоимость за единицу, тыс.руб./ц
0,6448
+0,428
74006,463
+28847,329
PR2007=V *(Ц –С)=187786*(1,0389-0,6448)=74006,463
PR2006=V *(Ц –С)= 107445*(1,0223 – 0,602)=45159,134
PR= PR2007 – PR2006=28847,329
PR=V *(Ц –С)= 187786*(1,0223 – 0,602)=78926,456
PR1= PR2006 – PR2005=33767,322
PR=V *(Ц –С)= 187786*(1,0389 – 0,602)=82043,703
PR2= PR – PR1=3117,247
PR=V *(Ц –С)= PR =187786*(1,0389-0,6448)=74006,463
PR3= PR – PR2=-8037,24
PR= PR2006 – PR2005= PR1 + PR2 + PR3=28847,329
Таким образом, наиболее значительное влияние на величину прибыли от продаж продукции ОАО «Завод бурового оборудования» оказал фактор изменения себестоимости, причем в 2007 году влияние данного фактора было негативным (-8037,24); фактор изменения цен, который в 2007 году увеличил свое влияние. Однако увеличение объема реализации (19351,2 до 33767,322) оказало положительное влияние на величину прибыли. В целом, суммарное влияние всех факторов составило 28847,329.
2.3 Анализ показателей рентабельности ОАО «Завод бурового оборудования»
Одним из результирующих показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются различные показатели рентабельности. В рыночных условиях наиболее часто используются показатели рентабельности капитала, продукции и продаж. Первая группа показателей рентабельности представляет собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного и т.д.). Наиболее общим является показатель рентабельности активов (капитала) (Ра, ROA):
Пч (Ф. №2, стр.190)
ROA=-------------------------*100%, (1)
Аср. (Ф. №1, 300)
Где ROE- рентабельность активов, %;
Пч - прибыль в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр.190);
Аср- средняя величина активов (расчет по данным баланса или учетных регистров) (Ф. №1, 300).
Этот показатель показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Он может рассчитываться как в целом по предприятию, так и сводится в среднем по отрасли.
Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают свои средства с целью получения дохода от инвестиций. Поэтому, с точки зрения акционеров, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие чистой прибыли на вложенный капитал (уставный капитал).
Рентабельность собственного капитала (Рск или ROE) выражается формулой:
Пч (Ф. №2, стр. 190)
ROE=---------------------------*100%, (2)
Кср. (Ф. №1, стр. 490)
Где ROE – рентабельность собственного капитала (акционерного капитала);
Пч - прибыль в распоряжении предприятия (чистая прибыль) (Ф. №2, стр. 190);
Кср. – средняя величина собственного капитала (Ф. №1, стр. 490).
Данный показатель показывает эффективность использования собственного капитала.
Кроме вышеперечисленных показателей рентабельности на предприятии рассчитываются показатели рентабельности продаж (Рп или ROS):
Ппр (Ф. №2, стр. 050)
ROS=------------------------------*100%, (3)
В (N) (Ф. №2, стр. 010)
Где ROS – рентабельность продаж,
Ппр – прибыль от продаж (Ф. №2, стр. 050),
В (N) – выручка о реализации (продаж) (Ф. №2, стр. 010)13.
Данный показатель показывает, сколько прибыли приходится на одну единицу реализованной продукции.
Если предприятие ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо разработать инвестиционную политику (под инвестированием в данном случае понимается долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть рассчитана но данным баланса как сумма собственных источников средств и долгосрочных обязательств (или, что то же самое, как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7