Рефераты. Федеральный бюджет: перспективы развития

В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

·                     2008

o         Доходы — 6644,4 млрд руб.

o         Расходы — 6570,3 млрд руб.

·                     2009

o         Доходы — 7465,4 млрд руб.

o         Расходы — 7451,2 млрд руб.

·                     2010

o         Доходы — 8090,0 млрд руб.

o         Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

·                     2008

o         Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2%)

o         Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5%)

·                     2009

o         Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6%)

o         Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2%)

·                     2010

o         Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3%)

o         Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7%)

24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:

·                     2009

o         Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

·                     2010

o         Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.

·                     2011

o         Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.

·                     2012

o         Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.

o         Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

2.2 Характеристика и анализ динамики доходов федерального бюджета РФ


Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления (См.: таблица 1).

Согласно классификации доходов бюджетов Федеральный бюджет РФ формируется за счет налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы, формирующие основную часть доходов Федерального бюджета РФ – 94,5% (2009 г.), включают:

1.                Налоги на прибыль, доходы (налог на прибыль организаций; налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам). Процент исполнения составил в 2007 г. 93%

2.                 Налоги и взносы на социальные нужды (единый социальный налог). Если в период 2003-2004 гг. доля ЕСН составляла 16-17% от всех налоговых поступлений Федерального бюджета РФ, то в 2007 г. тенденция изменилась, и его удельный вес уменьшился до 8%.

3.                Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ; акцизы). Эта группа имеет наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов, в частности, основная часть поступлений приходится на НДС –93%.Однако характеристика динамики доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. показывает, что ее доля в налоговых доходах с каждым последующим годом уменьшается.

4.                Налоги на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ (налог на добавленную стоимость на товары и услуги, ввозимые на территорию РФ; акцизы). В 2009 г. их процент исполнения составил 91%.

5.                Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых; регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции; водный налог; сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов). Процент исполнения этой группы доходов в 2009 г. составил 93%

6.                Государственная пошлина. Ее удельный вес в составе налоговых доходов Федерального бюджета РФ незначителен

7.                Доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины; таможенные сборы; доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана и др.). В динамике доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы доходов.

Неналоговые доходы, составляющие незначительную долю доходов Федерального бюджета РФ – 5,5% (2009 г.), включают:

1.                Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Эта группа доходов имеет наибольший вес в структуре неналоговых поступлений. В динамическом ряде доходной части Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг. наблюдается отчетливая тенденция уменьшения их доли в общем объеме неналоговых поступлений.

2.                Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню; плата за перевод лесных земель лесного фонда в земли иных категорий). В 2007 г. поступления по этим платежам составили 57 195 922 516,62. руб. от всех неналоговых доходов Федерального бюджета РФ, что значительно меньше, чем в последующие годы.

3.                Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, пробирная плата, лицензионные сборы и т.д.). В 2005 г. удельный вес по данному виду доходов составил 33,3% или 125 млрд. руб.

4.                Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Удельный вес данных доходов в составе неналоговых поступлений Федерального бюджета РФ незначителен – 0,2% в 2007 г., 1,1% - в 2008 г. и 0,5% - в 2009 г.

5.                Административные платежи и сборы. Доля данного вида неналоговых поступлений по отношению к ВВП за период 2007-2009 гг. находилась на постоянном уровне - 0,01%. Тем не менее, их вес в структуре неналоговых доходов за тот же период колебался с 1,4% в 2007 г. до 0,7% в 2008 г. и с 0,7% в 2008 г. до 1% в 2009 г.

6.                Штрафы, санкции, возмещение ущерба. Они так же, как и административные платежи и сборы, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, составляют малую часть неналоговых доходов Федерального бюджета РФ - 0,9-1,4% (0,01% к ВВП) за рассматриваемый период.

7.                Прочие неналоговые доходы. Их доля в общем объеме неналоговых поступлений в 2009 г. составила 2,4% (или 23 млрд. руб. в абсолютном значении).

Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры доходов Федерального бюджета РФ 2007-2009 гг., показала, что основными источниками доходной части бюджета являются:

·                    единый социальный налог (8-16% от доходов бюджета),

·                     налог на добавленную стоимость (33,7-39,1%),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.