Рефераты. Деньги и денежный рынок p> Однако закон Гретема действует на фоне длительной тенденции , которая имеет , противоположное движение : более ценный метал вытесняет менее ценный3 . Сначала деньгами перестала служить медь , затем серебро . Во второй половине девятнадцатого - начале двадцатого века золото стало единоличным доминирующим металлом , установилась система золотого стандарта .

Но чем больше укреплялось золото в роли денежного металла , тем вернее складывались условия для его вытеснения.Речь идет о вытеснении золота кредитно-бумажными деньгами .

Дело в том , что в развитии денег существует кроме рассмотренной и обратная тенденция : от золота к дешевым эрзацам , способность которых обмениваться на все прочие товары вытекает не из их внутренней стоимости , а их ограниченных размеров выпуска и придаваемого им государственной властью статуса .

По форме это деньги знаки , деньги символы .Такова же по своей сущности основа обращения разменных монет из неблагородных металлов - меди , никеля , алюминия : их принимают не ради ценности металла , а по той причине что государство поставило на них свой штемпель .

Все виды денег , не имеющих внутренней товарной стоимости , обозначаются родовым понятием кредитно-бумажных денег . Иногда их называют фидуциарными (т.е. основанными на доверии )деньгами . Они выступают первоначально как заместители или представители золота . Однако в двадцатом связь кредитно-бумажных денег с золотом была полностью разорвана
.

Постоянным спутником кредитно-бумажного обращения оказывается инфляция . Когда эти деньги не разменны на золото , происходит избыточный выпуск денег в обращение , который в свою очередь ведет к повышению товарных цен , что равнозначно обесцениванию денег , или инфляции
.

Функции денег .

Функции денег проявляются также исторически. Наиболее полное развитие всех функций денег происходит в условиях металлического денежного обращения .Выделяются следующие функции :

1. деньги как средство обращения

2. деньги как мера стоимости

3. деньги как средство накопления

4. функция платежного средства

5. функция мировых денег


Вопрос о выделении определенных функций денег и их иерархии можно отнести к числу дискуссионных . Но общая концепция на этот счет разработана . Причем в определении функции денег раскрывает , содержание системы , в которой содержится определение денег как общественного феномена .

Деньги как средство обращения. Значение денег как средства обращения обусловлено , тем что они позволяют отказываться от бартерной торговли как массового процесса 1 . Громоздкий процесс бартера не позволяет разделить акт покупки и акт продажи .

Структура денег как средства обращения включает монеты , бумажные деньги и чековые депозиты .Это самая узкая из общеупотребимых категорий денег , обозначаемая обычно символом М 1. Все деньги из этой категории могут использоваться как средство обмена 1 .

Спрос на деньги для совершения сделок в первую очередь зависит от таких факторов , как обьем совершаемых покупок , частота выплаты заработной платы , время , отведенное для уплаты по счетам , регулярность предьявления этих счетов к оплате и доступность заемных денежных средств .

Обьем совершаемых покупок зависит от уровня развития торговли и специализации . Когда большинство семей ведут натуральное хозяйство и почти не участвуют в торговле , то они не нуждаются в средствах обращения . По мере развития коммерции и промышленности усиливается и специализация , что ведет к значительному росту обьема заключаемых сделок .

Замена механизма бартерных сделок механизмом , использующим деньги как средство обращения , приводит к снижению издержек обращения . Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени , чем бартер .Снижая издержки обращения , деньги стимулировали развитие специализации и торговли , и таким образом , способствовали общему росту благосостояния общества . Развитие навыков и развитие талантов , явились результатом роста специализации , значительно повлияли на рост общего жизненного уровня .

Деньги , чтобы они хорошо выполняли функцию обращения , должны с готовностью , беспрепятственно приниматься каждым субьектом обмена . Приемлемость денег зависит от готовности и желании населения их использовать2 . Известны случаи , когда введение новых типов наличных денег в благородных целях уменьшить транзакционные издержки по снабжению населения деньгами окончились неудачей 3 . Хтоя при обьяснении этой неудачи не очень четко выявляется взаимосвязь причины и следствия . Так , утверждается , что одной из причин неудачи было то , что новые банкноты легко было спутать со старыми и что , люди предпочитают банкноты с больщей разницей номиналов , чем предполагалось в данном случае ( 1доллар ) .
Однако представляется что , обьяснение вообще не достигает уровня поставленной проблемы , фиксируя определенные внешние ее проявления , немаловажные , но тем не менее , производные более глубоких оснований .
Это становится ясно , когда обращаешься ко второму обьяснению : что многие почему-то считают , что новые -двухдолларовые банкноты приносят несчастье 1 .

Между тем , представляется , что прежде всего следует отказаться при анализе подобных феноменов от абстрактного понимания
. Как минимум эту массу , следует разделить на продавцов и покупателей . А тогда , станет не понятным , почему же покупателей не устраивало то , что они могли бы получить выгоду , обменяв по ошибке , банкноту меньшего номинала на банкноту большего номинала . Вывод может быть только один - данная структура не удовлетворяла не вообще людей , а продавцов , коммерсантов , которые действительно , в случае ошибки , могли понести потери , более ощутимые , нежели потребителей в отдельности
Тем более , что и возможностей для постановки барьеров реформам , пусть и не столь масштабным , к которым привыкли в России , у предпринимателей больше , чем у потребителей-покупателей , хотя и возможности последних в виде различных движений и организаций не следует преуменьшать .

Во-вторых , представляется , что если коммерческая реклама может манипулировать выбором товаров , а избирательная - выбором президентов и губернаторов , то видимо , организаторы нововведения поскупились на продвижение своего проекта , что особенно важно , так как переход к системе исчисления от десятичной к двоичной ( введение купюры достоинством в 2 доллара ) порождает предрассудки , как это происходит часто в отношении времени , когда в часе не 100 , а 60 минут , но вдруг это привычное обстоятельство становится неожиданным открытием .

Тем более , что успешные случаи такого рода мероприятий предполагают административные действия . Так , британское правительство , выпуская в обращение маленькую монету достоинством в один фунт стерлингов , прекратило выпуск соответствующих банкнот , и населению оставалось высказывать лишь неодобрительные отзывы1 .

Альтернативы денежному обращению , между тем , постоянно существует в резервном состоянии . Так , бартер не только сохраняется , но и возрождается . Например , в странах с исключительно высоким уровнем инфляции , торговля с помощью бартера может быть более предпочтительной , чем использование денег . К бартерным формам относят дополнительные выплаты и различные льготы , продиктованные введение благоприятного налогового режима . Известно , что в некоторых районах США существуют так называемые бартерные службы , занимающиеся организацией бартерных сделок , используя для этого современные информационные технологии , тем более , что возможности их функционирования обусловлены именно применением компьютерной обработки информации , позволяющей радикально снизить издержки обращения , вообще не прибегая к помощи денег 2 .

Другим альтернативным денежным обращению вариантом является прибегание правительства к распределению талонов . Разумеется , трудно распределить талоны на все виды продуктов производимые в современном обществе . Кроме того , подобное рационирование ограничивает потребительский выбор и упраздняет вопрос о личных предпочтениях . В практике рыночной экономики рационирование признается как , составная часть правительственной политики по удержанию цен на низком уровне в период , когда финансирование военных расходов приводит к росту инфляции3
. Без такого рационирования ценовой контроль привел бы к естественному появлению дефицита . С помощью политики рационирования правительство контролирует обьемы рационированых поставок . Считается , что во время
Второй мировой войны в США рационирование действовало вполне эффективно , так как масштабы черных рынков были невелики4 . Анализ подобной политики в
Советском Союзе в недавнем прошлом приводит к выводу о следующих проблемах
5 . Во-первых , чрезвычайно трудно добиться того , чтобы количество талонов в точности соответствовало имеющемуся количеству товара .
Во-вторых , большинство таким систем рационирования в итоге разрушается , не соответствуя личным потребностям , а талоны теряют свой специфический характер и становятся еще одним видом денег , что означает утрату преимуществ рационирования и усугубления неудобств денежного обращения .

Деньги как мера стоимости . По этому вопросу существует неоднозначные трактовки . С одной стороны , речь идет о том , что например , золото и серебро сами являются товарами и стоимость которых создается трудом и определяется количеством необходимого для их производства труда 1 . Это позволяет измерить ими стоимость других товаров
. Соотношения , по которым все эти товары потенциально обмениваются на драгоценные металлы , суть их цены . При этом отмечается , что деньги выполняют также техническую подфункцию масштаба цен , давая как бы шкалу для выражения весовых количеств металла .

Другие подходы подобную проблему трактуют как функцию денег в роли счетной единицы 2 , или сразу в обычном понимании о масштабе цен3 . Можно представить себе ситуацию, когда основной денежной единицей в обращении является одна валюта , а реальный масштаб цен измеряется в единицах другой валюты .Причиной этому , кроме неэкономических факторов , может стать инфляция и подобное разделение функций меры стоимости и средства обращения расцениваются как довольно остроумный путь приспособления к быстрой инфляции . Цены на ресурсы , выраженные в инфляционных денежных единицах , теряли смысл , так они фиксировали на самом деле время приобретения ресурсов , чем их относительную стоимость . В других же - неинфляционных - мерах стоимости более точно выражались относительные цены различных ресурсов .

Правительство любой страны может установить определенный масштаб цен , проведя денежную реформу . Практика проведения таких реформ говорит о том , что они осуществляются в целях снижения инфляции до разумного уровня . Правительство при этом изымает часть денег из обращения . Важно при этом соблюдение интересов населения .

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.