Рефераты. Бюджетная система РФ и ее эволюция

Рис. 2.6 Расходы бюджета России в 1994 г.


К 1994 году в России в период гиперинфляции кассовый дефицит составлял угрожающую цифру. Как видно из рис.2.6, в период политической и экономической нестабильности, роста преступной экономической деятельности, стали возникать потребности в дополнительных расходах на правоохранительную деятельность, образование, здравоохранение, внешнеэкономическую деятельность и управление.

Закон "О федеральном бюджете на 1995 год" был принят Государственной Думой 15 марта 1995 года, и в нем были прописаны жесткие меры, направленные на покрытие дефицита федерального бюджета. Были также внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ и структура доходов и расходов федерального бюджета к концу 1995 года выглядела следующим образом:


Рис. 2.7 Структура доходов в федеральном бюджете на 1995 год.


Из рис.2.7 мы видим, что бюджет формировался в большей части из налоговых поступлений (около 75%), что было отражено в Налоговом кодексе. Неналоговые доходы, которые в основном состояли из средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации и др.) не занимали и 20%.


Рис. 2.8 Структура налоговых доходов в федеральном бюджете на 1995 год.


Рис. 2.8 демонстрирует, из каких налоговых отчислений в основном формировался бюджет страны в 1995 году. В первую очередь это НДС (налог на добавочную стоимость, который действует в России с 1992 года, ) и налог на прибыль, чье появление было вызвано переходом страны от командно-административной к рыночной экономике.


Рис. 2.9 Структура расходов в федеральном бюджете на 1995 год.


По рис.2.9 видно, что в 1995 году основным пунктом расходов государства являлась национальная оборона, т.к. из-за потери территорий страна должна была уделять больше внимания защите своих граждан. А самые незначительные траты были направлены на транспорт, связь, охрану окружающей среды, культуры и СМИ, о чем можно судить, что резко упало социальное обеспечение населения.

Несмотря на предпринятые усиленные меры по покрытию дефицита бюджета доходы в 1995 году составили 175160.6 млрд. руб., расходы – 248344.3 млрд. руб. Дефицит бюджета составил 73183.7 млрд. руб.

2.4 Анализ динамики доходов и расходов бюджета современной России


Рис. 2.10 Структура доходов федерального бюджета на 2005 год.


На основании рис.2.10 мы видим, что, как и в начале 90-ых годов, бюджет в современной России в основном формируется за счет налоговых отчислений. Но в то же время из-за того, что экономика нашего государства выросла, и активно экспортируются на запад ресурсы страны, большое значения для бюджета имеют доходы от внешнеэкономической деятельности, они составляют почти 28% от всех поступлений.



Рис. 2.11 Структура расходов федерального бюджета на 2005 год.


Рис. 2.11 показывает, что в настоящее время большая часть бюджетных средств тратится на поддержу субъектов федерации, т.к. многие из них не способны обеспечить свои нужны получаемыми доходами. Также национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность требует большого вложения денежных ресурсов в виду неустойчивой обстановки в стране и мире в целом.


Рис. 2.12 уровень бюджетных ассигнований за 2005-2008 гг.

Как видно из рис. 2.12, уровень бюджетных ассигнований ежегодно растет, увеличиваются потребности в финансировании в определенных областях экономики, ведомствах и структурах.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).

В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов Пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).

Согласно федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.

декабря 2006 г. Президент РФ подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.

ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год", который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).

В 2007 году был впервые сформирован так называемый "трехлетний" бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет. В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

2008г Доходы – 6644,4 млрд руб. Расходы – 6570,3 млрд руб.

2009г Доходы – 7465,4 млрд руб. Расходы – 7451,2 млрд руб.

2010г Доходы – 8090,0 млрд руб. Расходы – 8090,0 млрд руб.

марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета. 2008 год - доходы — 8056,9 млрд руб. (▲21,2%), расходы — 6901,6 млрд руб. (▲5%) В 2009 году доход бюджета составит 9,518 триллиона рублей (19,6% ВВП), расход – 8,811 триллиона рублей (18,1% ВВП), профицит – 707 миллиардов рублей (1,5% ВВП). В 2010 году доход бюджета составит 10,402 триллиона рублей (18,7% ВВП), расход – 9,792 триллиона рублей (17,6% ВВП), профицит – 610 миллиардов рублей. В 2011 году доход бюджета составит 11,408 триллиона рублей (18% ВВП), расход – 10,706 триллиона рублей (16,9% ВВП), профицит – 702 миллиарда рублей.

Впервые за восемь лет бюджет планировалось сделать дефицитным на уровне 7,4% ВВП в 2009 году, хотя изначально в принятом в 2008 году бюджете на 2009 прогнозировался небольшой профицит. Однако из-за последствий мирового финансового кризиса власти РФ пошли на корректировку параметров главного финансового документа и изменение бюджетного законодательства. В соответствии с новым проектом, доходы федерального бюджета 2009 года сокращались с 10,9 триллиона до 6,7 триллиона рублей, или на 4,2 триллиона рублей. Расходы увеличивались с 9 триллиона до 9,6 триллиона рублей - общий рост в реальном выражении мог составить 667,3 миллиарда рублей. В итоге дефицит бюджета - около 3 триллионов рублей. Покрыть его планировалось за счет средств Резервного фонда и за счет заимствований. Правительство планировало израсходовать на эти цели около 2,7 триллиона рублей, что составляет примерно 55% от объема Резервного фонда 2008г. - 4,9 триллиона рублей. Дополнительные расходы бюджета на реализацию антикризисной программы в 2009 году - 1,6 триллиона рублей. Ранее премьер-министр Владимир Путин сообщил, что из этой суммы Пенсионному фонду и внебюджетным фондам будет направлено 379 миллиардов рублей. Кроме того, 150 миллиардов рублей будет направлено регионам, а также еще 150 миллиардов в виде кредитов. На поддержку ОАО "РЖД" государство направит 54,6 миллиарда рублей, на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны - 35 миллиардов рублей. Кроме того, еще 100 миллиардов предусмотрено в качестве резерва. По прогнозу Минфина РФ, дефицит федерального бюджета снизится до 5% ВВП в 2010 году, до 3% - в 2011 году, а к 2013 году достигнет нормы в 1% ВВП.

Совет Федерации на внеочередном заседании 29 сентября 2009 г. одобрил антикризисные поправки в федеральный бюджет 2009 г., подготовленные правительством РФ. В соответствии с поправками, бюджетные расходы увеличиваются до 24,2% ВВП и дефицит бюджета - до 7,7% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета (расходы государства превышают его доходы.) в 2009 г. составит 3 трлн 131,4 млрд руб. (ранее - 2 трлн 978,3 млрд руб.)

Увеличение расходов связано с учетом планируемых операций по докапитализации банковского сектора путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) в сумме до 150 млрд руб. на привилегированные акции банков. (Уровень капитализации банка — это надежность банка.) В соответствии с поправками, планируется перераспределить 141,77 млрд руб. из одних статей расходов на другие в связи с экономией средств.

В поддержку поправок в бюджет высказалась только партия единороссы, отметив, что предлагаемые изменения носят антикризисный характер. Оппозиционные фракции - КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" - высказали мнение, что вместо поддержки реального сектора экономики слишком большие средства направляются в банковскую сферу. В итоге за поправки в бюджет текущего года проголосовали 314 депутатов, против - 92, воздержались двое.

По словам министра финансов А. Л. Кудрина, Минфин по поручению председателя правительства провел полную инвентаризацию бюджетных расходов и выяснил, какие расходы министерства не успеют осуществить до конца 2009 г. Все эти средства будут направлены на поддержку российской экономики и социальной сферы, эти средства уже сейчас начнут играть решающую роль.

В соответствии с принятым законом, на реализацию публичных нормативных обязательств (обязательства государства перед физическими лицами) РФ будет направлено 10,36 млрд руб., на поддержку реального сектора экономики - 70,88 млрд руб., на социальное обеспечение отдельных категорий граждан - 29,44 млрд руб., на покрытие дефицита Фонда соцстрахования - 14,7 млрд руб., на бюджетные инвестиции - 8 млрд руб., еще 8,348 млрд руб. - на другие мероприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.