Рефераты. Бюджетная система РФ и ее эволюция

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией 1936г. Усиление централизованного начала в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье 14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты.

В 1938 г. в государственный бюджет СССР также был включен бюджет государственного социального страхования.

Таким образом вплоть до 1991 г. бюджетная система страны имела следующую схему построения (рис. 1.3):


Рис. 1.3 Схема построения бюджетной системы СССР до 1991 г.


ГЛАВА 2. Анализ структуры бюджетной системы на разных этапах ее эволюции


2.1   Анализ динамики доходов и расходов бюджета СССР


Табл. 2.1 Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)


Табл.2.1 демонстрирует, что основную часть доходов бюджета СССР составляли поступления от социалистических предприятий, составляющие более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития быстрыми темпами всех отраслей социалистического хозяйства. Доходы социалистических предприятий вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога с оборота, взносов государственных предприятий на государственное социальное страхование и некоторых других платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономической реформы перестроены таким образом, чтобы повысить заинтересованность работников предприятий в расширении производства, его техническом совершенствовании и увеличении прибыли. Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении предприятий на расширение производства (капиталовложения, прирост оборотных средств и др.) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоенный период значительно снизилась в связи с освобождением многих плательщиков полностью или частично от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска государственных внутренних займов, реализуемых по подписке. Рост абсолютной суммы налогов с населения связан с увеличением численности рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одновременном снижении ставок обложения.


Табл. 2.2 Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)


В табл.2.2 показано, что свыше 80% расходов бюджета составляют затраты на финансирование народного хозяйства и социально-культурных нужд. Первые включают преимущественно капитальные и др. затраты, связанные с постройкой новых предприятий, расширением и техническим обновлением действующих предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие хозяйства. С проведением экономической реформы намного повышается роль собственных средств, а также кредитов банка в финансировании расходов на увеличение основных и оборотных фондов предприятий. Расходы на социально-культурные мероприятия включают финансирование затрат на просвещение и здравоохранение, строительство учебных заведений и лечебных учреждений, выплату стипендий, пенсий и пособий по государственному социальному страхованию и обеспечению и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей населения. Значительный рост этих расходов, в послевоенный период связан с расширением сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения и др. мероприятиями.

Расходы на оборону включают содержание Вооруженных Сил СССР и их оснащение необходимыми техническими средствами. Проводя политику мирного сосуществования государств с различным социальным строем, Советский Союз принимает вместе с тем необходимые меры к укреплению своей обороноспособности.

Расходы на управление включают финансирование органов государственной власти и управления (Верховных Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и управления). Они тесно связаны с расходами по организации производства и культурному обслуживанию населения.


Табл. 2.3 Динамика расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)


По табл .2.3 мы видим, что с течением времени после отечественной войны экономика СССР и ее республик стремительно начала восстанавливаться, а впоследствии и развиваться, что сильно сказалось на бюджете страны, он стал увеличиваться в разы.


Рис 2.1 Расходы бюджетных средств СССР в 1985 году.


Рис. 2.1 показывает, что практически до распада СССР его главными бюджетными расходами оставались народное хозяйство, социальная политика и образование, что говорит о высоком социальном обеспечении населения.

Рис 2.2 Расходы бюджетных средств СССР в 1990 году.


Рис. 2.2 показывает изменения в структуре экономики за 5 лет, до возникновения экономического кризиса начиная с 1985 года по 1990 год. Как мы видим, наибольшее значение в экономике все еще имеет народное хозяйство. В 1990 году расходы бюджета на него сократились с 56.3% от всех расходов до 38.8%, что повлекло за собой серьезные изменения в структуре всей этой отрасли и привело к серьезному кризису. Увеличились расходы на правоохранительную деятельность и безопасность, с 1.5% до 2%, так же возросли расходы на оборону страны с 4.9% до 14.6%. Стремительно выросли расходы на социальную и внешнеэкономическую политику.


2.2 Анализ динамики доходов и расходов бюджета России в 90-ые годы


Рис. 2.3 показывает, что доходы государственного бюджета были на самом низком показателе в период распада СССР и экономического кризиса в стране, но вплоть до 1994 года доходы пусть и стали повышаться, но так и не смогли подняться на докризисный уровень.


Рис. 2.3 Динамика доходов бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.


Рис. 2.4 Динамика расходов бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.


Рис. 2.4 показывает, что расходы государственного бюджета были на самом высоком уровне в 1991 году, что было вызвано попытками правительства вывести из кризиса государственные предприятия, оказать им материальную поддержку. Также из-за распада СССР государство потеряло значительную часть доходов в бюджет, но содержать стране все равно приходилось большую из оставшейся части страны.


Рис. 2.5 Дефицит бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.


Как видно из рис.2.5, самый серьезный кассовый дефицит возник в 1991 году. Расходы бюджета резко превышали доходы в период распада СССР и экономического кризиса. Государство было вынуждено поддерживать рушившуюся экономику новыми расходами, но из-за того, что часть территорий отделилась, у них сформировался собственный бюджет, страна потеряла значительную часть доходов в казну. И, как мы видим из табл.2.4, на протяжении всего исследуемого периода экономике страны так и не удалось выйти из дефицита бюджета.


Табл. 2.4 Динамика доходов и расходов бюджетов СССР и России в период с 85-ого по 94-ый гг.

Показатели

МЛРД.РУБ.:

СССР 1985г

СССР 1986г

СССР 1987г

СССР 1988г

СССР 1989г

СССР 1990г

Россия 1991 г.

Россия 1992 г.

Россия 1993 г.

Россия 1994 г.

Доходы

367,7

366

360,1

365,1

384,9

410,1

316,4

5693,8

47868

194593

Расходы

386

415,6

429,3

445,9

465,1

485,6

731,5

9754,5

64581,7

258968

Кассовый дефицит

-18,3

-49,6

-69,2

-80,8

-80,2

-75,5

-415,1

-4060,7

-16714

-64375,4

В % к ВВП:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходы

47,3

45,8

43,6

41,7

41

42,8

24,3

31,5

29,5

30,9

Расходы

49,7

52

52

50,9

49,5

50,7

56,3

45,7

36,8

41,1

Кассовый дефицит

-2,4

-6,2

-8,4

-9,2

-8,5

-7,9

-31,9

-14,2

-7,3

-10,2

РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В % К ВВП:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народное хозяйство, всего

27,9

29,3

28,3

23,2

21,3

19,6

-

27,9

10,2

10,2

Внешнеэкономи-ческая деятель-ность

0,3

0,6

1,4

1,8

1,6

1,6

-

2,3

1,7

0,8

Образование

4,6

4,8

5,1

4,9

4,7

5,2

-

3,8

4,3

4,4

Здравоохранение

2,3

2,3

2,4

2,5

2,6

2,9

-

2,6

3,3

3,1

Социальная политика

7

7,3

7,4

7,5

7

10,3

-

0,7

0,6

0,5

Наука

1,8

1,8

1,5

1,9

1,1

1,1

-

0,6

0,6

0,5

Оборона

2,5

2,4

2,4

6,5

8

7,4

-

4,7

4,4

4,4

Правоохрани-тельная дея-тельность и безопасность

0,7

0,8

0,8

0,8

0,9

1

-

1,4

1,6

1,8

Управление

0,4

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

-

0,6

0,9

1,1

В % ОТ ВСЕХ РАСХОДОВ:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Народное хозяйство, всего

56,3

56,3

54,5

45,5

43

38,8

-

51,7

25,7

24,8

Внешнеэконо-мическая деятельность

0,6

1,2

2,8

3,5

3,3

3,1

-

4,3

4,3

1,9

Образование

9,3

9,2

9,9

9,6

9,6

10,2

-

7

10,8

10,6

Здравоохранение

4,6

4,3

4,5

4,9

5,3

5,7

-

4,8

8,3

7,6

Социальная политика

14,2

14,1

14,3

14,7

14,1

20,3

-

1,2

1,5

1,3

Наука

3,5

3,5

2,9

3,8

2,2

2,3

-

1,1

1,5

1,2

Оборона

4,9

4,6

4,7

12,9

16,2

14,6

-

8,8

11,2

10,8

Правоохрани-тельная деятельность и безопасность

1,5

1,4

1,4

1,5

1,8

2

-

2,5

4,1

4,4

Управление

0,8

0,7

0,7

0,7

0,6

0,6

-

1,1

2,3

2,7

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.