Рефераты. Бюджетная политика РБ p> Вообще, такой дефицит не представляет большой угрозы для экономики республики, находится в рамках допустимого уровня. Однако, структура источников покрытия дефицита представляется весьма спорной. Так, покрытие дефицита бюджета намечено за счет прямых кредитов НБ в сумме 75,9 млрд.рублей, плюс 70,5 млрд. рублей Коммерческих Банков – через покупку ими
ГКО. Эти же источники, но в другой пропорции, предполагались и для покрытия дефицита бюджета в 1999 году. Однако, по ряду причин, в том числе и вследствие отвлечения ресурсов банковской системы на финансирование экономики, в прошлом году банки не только не смогли осуществить покупку ГКО в запланированном объеме, но напротив, бюджет финансировал их через размещение своих ресурсов в банках. Объем ГКО в активах банков за январь – ноябрь прошлого года оказался ниже прироста средств правительства больше, чем на 17 млрд. рублей, т. е. фактически они дотировались за счет средств бюджета.1 И пока нет оснований предполагать, что ситуация кардинально изменится в нынешнем году. Для этого необходимо, как уже указывалось, обеспечить приток свободных средств в банковскую систему и доходность ценных бумаг, которая была бы значительно выше уровня инфляции.
Итак, основной задачей бюджетной политики в области регулирования дефицита государственного бюджета является дальнейшее сокращение его размера до уровня 1,8 % к ВВП. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом,
Политика в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
В этой связи дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка.
Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.
Исходя из вышесказанного следует еще раз указать на ключевую роль дефицита бюджета в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

Заключение

На основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Государственный бюджет – это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно- денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.
Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности – снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.
Политика же государственных расходов не должна быть расточительной и должна ориентировать бюджетную политику на умеренно жесткие показатели, притом, что эти расходы должны принимать форму инвестиций. Расходы бюджета РБ должны определяться задачами социально-экономического развития. Нужно реализовать меры по усилению контроля за целевым использованием государственных средств, упорядочить механизм предоставления средств различным хозяйственным субъектам и на реализацию государственных программ.
Необходимо помнить, что бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.
Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти.
Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально – экономическую роль в стабилизации переходного периода.
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия.

Литература

Гайгер, Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.,
1996.
Государственный бюджет: Учеб. пособие / Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. ред. М.И. Ткачук-Мн.: Выш. шк., 1995.-240с.
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. - М.,1997
Жушма П. Жить по средствам // Национальная экономическая газета 2000 г. №6, стр.1-2
Заяц Н. Е, Фисенко М. К. Теория финансов – Мн.: Выш. шк., 1997.-368с.
Закон РБ «О бюджете РБ на 1999 год» // Национальная экономическая газета
Информбанк 1999 №10 стр. 2-8
Закон РБ «О бюджете РБ на 2000 год» № 367-3 от 31.01.2000 г. //
Национальная экономическая газета Информбанк 2000 №8, стр. 2-8
Законодательство о налогах и сборах в Республике Беларусь / серия:
«Настольная книга бухгалтера». – Мн., Право и экономика, 192 с.
Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики 1996 №9 стр. 12-27
Корбут Н.П. Реализация бюджетной политики государства в переходный период
// Белорусский экономический журнал, 1999 № 4 с.4-16.
М. Матусевич Трудный бюджет 2000-го // Национальная экономическая газета
2000 г. № 4, стр.1-3
Образцова Т.Б. Налоги и реальное влияние на экономику // Белорусский экономический журнал, 1999 № 3 с.28-36.
Статистические таблицы // Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение 1999 стр.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.
А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997, 383с.
Экономическая политика: анализ и альтернатива: сборник докладов / под ред.
Л.К. Злотникова, В.М. Шлындикова – Мн.: Бестпринт, 1999.-368с.


1 Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ. Ред. М. И. Ткачук. – Мн.: Выш .шк., 1995, стр.15-21
2 Государственный бюджет: Учеб. пособие/ Заяц Н.Е., Ханкевич Л.А.; под общ.
Ред. М. И. Ткачук. – Мн.: Выш .шк., 1995, стр.19
1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение декабрь 1999 стр.56
2 Закон РБ «О бюджете РБ на 2000 год» № 367-3 от 31.01.2000 г. – НЭГ
2000г. №8 стр.2-8
1 П. Жушма Жить по средствам - НЭГ 2000 г. № 6, стр. 1-2.
1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение декабрь 1999 стр.58

1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение декабрь 1999 стр.61

2 Закон РБ «О бюджете РБ на 2000 год» № 367-3 от 31.01.2000 г. – НЭГ 2000г.
№8 стр.2-8
1 Н. Демчук О налоговой системе РБ – НЭГ 2000г. № 1, стр.1-4
1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение ноябрь 1999 стр.72
1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение ноябрь 1999 стр.65

1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение декабрь 1999 стр.63

1 Закон РБ «О бюджете РБ на 2000 год» № 367-3 от 31.01.2000 г. – НЭГ 2000г.
№8 стр.2-8

1 Европейская экспертная служба «Экономические тенденции в Беларуси» ежемесячное обозрение декабрь 1999 стр.47
2 Закон РБ «О бюджете РБ на 2000 год» № 367-3 от 31.01.2000 г. – НЭГ 2000г.
№8 стр.2-8

1 М. Матусевич Трудный бюджет 2000-го - НЭГ 2000 г. № 4, стр.1-3

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.