Таким образом, анализ бюджетной политики, являющейся одним из основных направлений экономической политики, требует рассмотрения деятельности государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая политика в Республике Беларусь
2.1.1. Понятие доходов, их виды.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния страны. Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что существует три основных канала денежных поступлений в бюджет: Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы. Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде различных налогов и сборов. Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей, части вкладов в государственные банки и др. В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как: налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как: Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на прибыль и доходы; Экологический налог; Налог на недвижимость; Таможенные экспортные и импортные пошлины; Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие. К неналоговым доходам относятся доходы: от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности; от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба); финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
2.1.2. Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой , формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В таблице № 2 приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица № 2 «Структура доходов Госбюджета, %»1
|Статья |1990|1991|1992|1993|1994|1995 |1996 |1997|1998| |доходов | | | | | | | | | | |Доходы, всего|100,|100,|100,|100,|100,|100,0|100,0|100,|100,| | |0 |0 |0 |0 |0 | | |0 |0 | |В том числе | | | | | | | | | | |НДС |--- |--- |37,1|27,6|27,4|28,0 |28,2 |29,7|25,8| |Налог на | | | | | | | | | | |прибыль и |23,4|24,7| | | |23,5 |14,6 | | | |доходы | | |25,8|29,7|30,7|7,9 |12,5 |14,7|12,3| |Акцизы |--- |--- | | | | | | | | |Государственн| | |8,9 |12,1|10,6| | |12,9|11,1| |ые налоги | | | | | |9,3 |10,4 | | | |С населения |6,0 |9,2 | | | |1,7 |0,5 | | | |Налог на |--- |--- |7,4 | | | | | | | |топливо | | |2,4 |7,1 |7,3 |2,5 |1,9 |10,1|10,1| |Налог на |--- |--- | |2,6 |2,2 |7,8 |7,5 | | | |недвижимость |--- |--- |0,6 | | | | |--- |….. | |Чрезв.-й | | |--- |0,9 |1,3 | | | | | |налог | | | |--- |4,9 |0,5 |0,9 |2,8 |3,8 | |Платежи за |--- |--- | | | |0,9 |1,8 |5,0 |….. | |пользование |--- |0,0 |0,1 | | | | | | | |прир.-ми | | |0,5 |0,3 |0,1 | | | | | |рес.-ми | | | |0,4 |0,3 | | |0,7 |….. | |Плата за | | | | | |9,3 |9,7 |1,6 |….. | |землю |2,5 |19,1| | | |5,7 |6,7 | | | |Госпошлина, |0,1 | |13,5| | | | | | | |сборы и | |0,7 | |11,9|3,9 | | | | | |разные | | |1,6 | |9,2 | | |8,1 |…...| |неналоговые | | | |6,9 | | | |8,2 | | |доходы | | | | | | | | |6,3 | |Доходы от ВЭД| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994 году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по международным стандартам является действительно низким. Доля косвенных же налогов в доходах государственного бюджета увеличивалась.
Ниже, на рисунке 1 представлена композиционная структура доходов госбюджета.1
Вообще, структура доходной части бюджета на 2000 год не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущим годом. Так, Статьей 5, в республиканском бюджете на 2000 год предусмотрены поступления доходов по основным источникам в следующих суммах:2
Статья 5. (тыс. рублей) 1. Текущие доходы 1 177 020 214,0 1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0 1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль 231 780 079,0 Налог на прибыль 224 348 224,0 Налог на доходы 7 431 855,0 1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда заработной платы 61 771 420,0 Чрезвычайный налог 61 771 420,0 1.1.3. Внутренние налоги на товары и услуги 658 913 482,0 Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0 Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0 Акцизы 227 745 040,0 Налоги и сборы на автотранспортные средства и за пользование автомобильными дорогами 4 603 500,0 Лицензионные и регистрационные сборы 9 138 180,0 1.1.4. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 139 020 875,0 1.2. Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 85 534 358,0 1.2.1. Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности 23 238 785,0 Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0 1.2.2. Административные сборы и платежи 24 173 665,0 1.2.3. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 38 121 908,0 2. Капитальные доходы 31 021 100,0 2.1. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 31 021 100,0 3. Доходы свободных экономических зон 7 813 900,0 4. Доходы государственных целевых бюджетных фондов 277 503 0
Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности. Назначение доходов также – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом является анализ налоговой политики Республики Беларусь.
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь
Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.
Вообще, главное назначение налогов – пополнять бюджет и обеспечивать выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе, выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и техническое перевооружение производства.
Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный интерес для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налоги и сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую экономическую, политическую атмосферу, стимулы для трудовой активности граждан, и в этом смысле налоги могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. На начальном этапе проведения реформ государство нуждается в значительном объеме централизованных финансовых ресурсов и соответственно увеличивает налоговое бремя. Однако долгосрочной эта стратегия быть не может, поскольку сдерживает экономический рост и не способствует привлечению инвестиций. Ее должна сменить налоговая политика, направленная на стимулирование экономического роста, создание благоприятного инвестиционного климата. При разработке подходов в области совершенствования налоговой политики и решении задач увеличения доходов бюджета, Правительство целенаправленно и последовательно проводит курс на сокращение налоговой нагрузки. Так, в 1996 году количество обязательных платежей сокращено с 20 до 15. В 1997 отменены некоторые сборы, уменьшена ставка чрезвычайного налога (с 10 % до 8 %) , а также сокращены некоторые виды акцизов. В 1998 году ставка чрезвычайного налога сокращена уже до 4 %. Отмеченные подходы в области совершенствования налоговой политики сохранились и в 1999году. Так, ставка налога на прибыль была снижена до 25 % вместо действовавшей ставки 30 %.1 Положительную роль в снижении уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования сыграли решения по упорядочению системы местных налогов, сборов и других поступлений. В результате несколько возросли налоги на потребителей продукции при сокращении налогового бремени на производителей, что в целом прогрессивно. Вообще, формирование доходной части государственного бюджета осуществляется, в основном, за счет платежей субъектов хозяйствования. Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц. С уменьшением доли субъектов хозяйствования в формировании доходной части бюджета происходило снижение налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования. На физические же лица следует отметить рост налоговой нагрузки. Однако, данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что общая совокупная налоговая нагрузка по отношению к ВВП (с учетом недоимки) в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличилась с 35,9 до 36,8%, или на 0,9 процентных пункта. Увеличение совокупной налоговой нагрузки в 1999 году сопровождалось снижением удельного веса недоимки. Так, удельный вес недоимки по доходам к доходам бюджета (без учета государственных целевых бюджетных фондов) снизился с 1,0% на 1.01.99 г. до 0,6% на 1.01.2000 г., а удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы целевых бюджетных фондов) на сопоставимые даты сократился с 1,3 до 0,9% (Таблица № 3).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7