Как видно из формы анализа поступления и расходования финансовых ресурсов наблюдается кризис накопления финансовых ресурсов на предприятии.
Основным показателем для оценки способности производственного предприятия генерировать финансовые ресурсы является показатель чистого денежного потока (Кэш-фло) по оперативной деятельности.
В 1996-1997 чистый денежный поток по оперативной деятельности является отрицательной величиной, значение которой увеличилось в 1997 году в 2 раза. Из сказано следует сделать вывод о том, что дальнейшая текущая работа предприятия по производству продукции является невозможной без серьезных изменений в организации производства, маркетинга, снижении себестоимости.
Общий Кэш-фло деятельности предприятия в 1996 году составил -64,7 тыс.грн , что составляет 4% от общих активов и 5% от собственных активов предприятия. В 1997 общий отрицательных денежных поток был снижен до -8,8тыс грн. Однако если рассмотреть источники формирования финансовых ресурсов, то заметим, что в 1997 годы был получен долгосрочный кредит в размере 100тыс.грн.Таким образом, общий денежный поток был занижен и фактически составил -108.8 тыс.грн и это при ситуации, когда по сравнению с 1996 годом объемы реализации упали вдвое.
В завершение анализа финансового состояния будет приведен анализ вероятности банкротства по модели Альтмана и “труднореализуемых активов” (таблица 2.13). Завершением 2 раздела станет обобщенная характеристика признаков кризисного развития, определены масштабы кризисного состояния и выявлены факторы, обуславливающие кризисное развитие, предложены механизма выхода из кризиса.
Табл.2.13.
Анализ вероятности банкротства по модели Альтмана и “труднореализуемых активов”.
Выводы.
Методы Альтмана и “труднореализуемых активов” дали одинаковое заключение относительно вероятности банкротства - очень высокая.
Такая оценка полностью соответствует результатам комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности, проводимого по направлениям:
-анализ ликвидности и платежеспособности,
-оценка использования имущества,
-оценка использования капитала,
-анализ себестоимости и налоговой политики,
-анализ эффективности имущества,
-анализ формирования и использования финансовых ресурсов.
На деятельность предприятия оказывали влияние внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
¨ общегосударственный спад производства, который стал причиной остановки многих заводов, являвшихся основными потребители продукции предприятия. По сравнению с 1995 годом произошел спад производства с учетом коэффициента инфляции в 5 раз и составляет 10% от мощности.
¨ инфляция, ставшая причиной оттока оборотных средств и вызвавшая необходимость привлечения дополнительных источников формирования оборотных активов. Одним из источников пополнения оборотных средств стала краткосрочная кредиторская задолженность, большая часть из которой - просроченная, а это в свою очередь вызывает дополнительные расходы по оплате кредиторской задолженности.
¨ нестабильность и неэффективность налоговой политики государства, при которой издержки предприятия облагаются в размере 40%, в выручке от реализации доля налоговых платежей составляет 62%( 1997год), 40% (1995-1996 годы). Накопление средств в фондоемких предприятиях на восстановление оборудования искусственно занижено государством, которое ввело понижающий коэффициент на амортизационные отчисления.
¨ неконкурентноспособность выпускаемой продукции в связи с появлением и внедрение на рынке Украины более качественных технологий, материалов, нового высокопроизводительного автоматизированного оборудования.
¨ падение платежеспособного спроса населения, которое стало причиной и следствием общего ухудшения экономической ситуации на Украине, которое повлияло на обьемы реализации во всех отраслях народного хозяйства.
Внутренние:
¨ высокий физический и моральный износ основных фондов, которые влияют на качественные характеристики выпускаемой продукции, на себестоимость продукции так как их производительность намного ниже чем у существующих аналогов. Износ оборудования на 64% ведет за собой дополнительные расходы на текущий ремонт оборудования.
¨ неэффективная стратегия маркетинга, которая слабоориентирована на поиск новых сегментов рынка, продвижения на рынок, установление стимулов потребителям для приобретения предлагаемых товаров,
¨ высокий уровень переменных затрат в структуре себестоимости (81-83%) , который объясняется прежде высокими затратами на оплату труда основных производственных рабочих. Выходом является автоматизация производства.
¨ низкая загрузка основных фондов, которая является причиной низкой оборачиваемости активов, рентабельности активов и свидетельствует о неэффективности использования оборудования.
¨ недостаточно дифференцированный ассортимент предлагаемой продукции, который также является следствием неэффективности работы службы маркетинга, сбыта.
¨ неэффективная финансовая стратегия и скорее отсутствие таковой, так в ходе проведения анализа удивление вызывает отсутствие мер управленческого аппарата по нормализации положения на предприятии, которое вызвано по мнению автора прежде всего неспособностью аппарата анализировать и прогнозировать развитие предприятия. Следствием такого утверждения является неквалифицированность управленческого персонала в рыночных условиях хозяйствования.
¨ неэффективная структура капитала (низкая ликвидность), вызванная высокой долей внеоборотных активов а также высокой долей запасов готовой продукции, РБП в структуре оборотных активов).
Исходя из вышеперечисленных выводов можно утверждать , что исследуемое предприятия находится в глубоком кризисе и для вывода его из кризиса необходимо привлечение внешней помощи, которая принимает форму его санации.
В разделе 3 дипломной работы будут сформированы цели и механизмы программы санации предприятия, будет предложена форма санации и будут проведены необходимые экономические расчеты, подтверждающие перспективность применения именно этого решения и предлагаемых механизмов антикризисного управления.
3. МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ РЕШЕНИЙ В
УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ БАНКРОТСТВА
3.1. Формирование целей и выбор механизмов антикризисного
управления финансами.
Цели антикризисной программы выхода предприятия из кризиса вытекают из результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности оценки масштабов кризисного состояния, выявления факторов, влияющих на неблагоприятное развитие.
Цели программы антикризисного управления финансами:
1. Устранение неплатежеспособности.
Достигается за счет сокращения внешних и внутренних обязательств за счет а также увеличения объема денежных ресурсов :
* оптимизация организационной структуры и сокращения постоянных издержек,
* сокращение переменных издержек за счет автоматизации производственного процесса и сокращения персонала основных и вспомогательных подразделений,
* отсрочка и реструктуризация по возможности кредиторской задолженности,
* ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности за счет сокращения периода коммерческого кредита, по сомнительной дебиторской задолженности - обращение в суд с целью возврата а также с целью отнесения дебиторской задолженности на валовые затраты согласно действующему на настоящий момент законодательству о налогообложении прибыли,
* нормализация размера запасов товаро-материальных ценностей за счет сбыта запасов готовой продукции, которая может пользоваться спросом при небольших дополнительных затратах на обновление - упаковка, обложки). Готовая полиграфическая продукция, полностью потерявшая свои потребительские свойства, должна быть реализована перерабатывающим предприятиям. Убытки, полученные от реализации, согласно действующему на сегодняшний законодательству о налогообложении прибыли, будут сокращать налогооблагаемую прибыль в будущих периодах.
2. Восстановление финансовой устойчивости будет достигнуто в случае, когда уровень генерирования собственных финансовых ресурсов (положительного денежного потока) будет не меньше уровня потребления финансовых ресурсов (отрицательного денежного потока) в процессе развития.
Для достижения финансового равновесия необходимо реализовать следующие мероприятия:
* роста чистого дохода за счет проведения эффективной ценовой политики, применения системы скидок и методов продвижения продукции на рынок,
* оптимизация налогового пресса на хозяйственный процесс в результате использования легальных схем снижения базы и ставок налогообложения,
* осуществление дивидендной политики, адекватной кризисному развитию предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемое на производственное развитие,
* реализация изношенного и неиспользуемого оборудования,
* осуществление эффективной эмиссионной политики при увеличении собственных средств предприятия,
* привлечение необходимых основных и оборотных средств на условиях совместной деятельности, объединения капитала.
3. Стратегическая финансовая стабилизация и экономический рост, направленные на увеличение рыночной стоимости.
Модель экономического роста базируется на 4 факторах:
* рост рентабельности продаж, которое может быть достигнуто с использованием ценовой политике, использованием эффекта операционного рычага,
* возрастание доли чистой прибыли, которая идет на производственной развитие,
* ускорение оборачиваемости активов, которое может быть достигнуто за счет сокращения сверхнормативных активов по видам ( производственные запасы, запасы готовой продукции, внеоборотные активы), ускорение оборачиваемости активов ведет к сокращению потребности в них. Для сокращения норматива текущих активов необходимо использовать математические экономические модели - транспортная задача, управления запасами,
* использование эффекта финансового левериджа, возможное лишь в том случае, если коэффициент финансового левериджа еще не достиг своего оптимального значения, но в пределах безопасного уровня финансовой устойчивости предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14