Рефераты. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия

В отличие от других подходов к оценке финансового состояния, анализ движения денежных средств дает возможность сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования; достаточно ли собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств и т.д.

2. Анализ дебиторской задолженности.

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется следующая группа показателей.

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности.



где:



В том случае, если в течение года величина выручки от реализации значительно изменялась по месяцам, то применяют уточненный способ расчета средней величины дебиторской задолженности, основанный на ежемесячных данных. Тогда:



где ОДЗn - величина дебиторской задолженности на конец n-го месяца.

2. Период погашения дебиторской задолженности.



Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск её непогашения.

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов.



4. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности:



Этот показатель характеризует "качество" дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:

- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям;

- по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;

- использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.

3. Анализ оборачиваемости товарно-материальных запасов.

Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов проводится по каждому их виду (производственные запасы, готовая продукция, товары т.д.). Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их заготовления (приобретения), то для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется не выручка от реализации, а себестоимость реализованной продукции. Для оценки скорости оборота запасов используется формула:



При этом:



Срок хранения запасов определяется по формуле:



Показатель характеризует длительность хранения запасов.

Таким образом, приведенные выше показатели дают возможность охарактеризовать состояние оборотных активов и их динамичность.

2.4 Анализ финансовых результатов предприятия


В условиях рыночных отношений целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и Социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе на лога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому прибыль является конечным результатом деятельности предприятия. Можно произвести большой объем продукции, однако, если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. Поэтому одна из важнейших составных частей финансового анализа это анализ формирования прибыли.

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Общая сумма прибыли (балансовая прибыль), полученная предприятием за определенный период, состоит из:

1) прибыли (убытка) от реализации продукции, услуг, вы полненных работ;

2) прибыли (убытка) от прочей реализации;

3) прибыли (убытка) от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг, выполненных работ рассчитывается как разность между суммой вы ручки от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной затрат на производство и реализацию продукции услуг, работ, включаемых в себестоимость.

Прибыль (убыток) от прочей реализации определяется как разность между рыночной ценой за проданные имущество, материальные ценности, принадлежащие предприятию, и их первоначальной или остаточной стоимостью.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций рассчитывается как разность между доходами и расходами по внереализационным операциям, т.е. доходами и расходами, не связанными с производством продукции, услуг, выполнением работ, продажей имущества.

В состав доходов от внереализационных операций входят:

·        доходы от финансовых вложений предприятий (в ценные бумаги, предоставленные займы, долевое участие в уставном капитале других предприятий и др.);

·        доходы от сдаваемого в аренду имущества;

·        сальдо полученных и уплаченных штрафов, неустоек;

·        положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

·        поступления сумм в счет по гашения дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы в убыток;

·        прибыль прошлых лет, выявленная и поступившая в отчетном году;

·        суммы, поступившие от покупателей по перерасчетам за продукцию, реализованную в прошлом году;

·        про центы, полученные по денежным счетам предприятия в кредитных учреждениях и др.

В состав внереализационных расходов входят:

§  недостачи и убытки от потери материальных ценностей и денежных средств, выявленных в результате ревизий и инвентаризаций;

§  отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

§  убытки прошлых лет, выявленные в отчет ном году, списание безнадежной дебиторской задолженности;

§  некомпенсируемые потери от стихийных бедствий;

§  затраты по аннулируемым заказам;

§  судебные издержки;

§  затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и др.

Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется между государством и предприятием. После внесения в федеральный, региональные и местные бюджеты налога на прибыль в распоряжении предприятий остается чистая прибыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный.

Исходя из порядка формирования прибыли предприятия, ведется ее факторный анализ, целью которого является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе: роста (снижения) себестоимости продукции; роста (снижения) объема ее реализации; повышения ее качества и расширения ассортимента; показателей рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и др.

Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рас считываются отклонения от базовой величины показателя и выясняются, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

Затем производят количественную оценку влияния следующих основных факторов на прибыль от реализации продукции:

1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию + И1

+ И1= Р1 - Р2


где Р1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции + И2:


+И2= П0К1 - П0


где П0 - прибыль базисного периода;

К1 - коэффициент роста объема реализованной продукции:

К1 = С1.0: С0

где С0 - себестоимость реализованной продукции базисного периода;

С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции + И3:


+ И3 = П0 (К2 - К1)


где К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам


К2 = Р1.0: Р0


где Р0 - реализация в базисном периоде,

Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции + И4:


+ И4 = С1.0 - С0


где С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период

в ценах базисного периода;

С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции за от четный период.

5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в состав продукции +И5:


+И5 = С0К2 - С1.0.


Кроме того, рассчитываются влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги +И6 и экономии, вызванной нарушением хозяйственной дисциплины, + И7

Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции + И, т.е.


7

+ И = å + Иi

i=1


Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия, является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятия, или иные финансовые операции.

Исходя из состава имущества предприятия, в которое вкладываются капиталы, и проводимых предпринимателем хозяйственных и финансовых операций складывается система показателей рентабельности:

1.      Рентабельность имущества (активов) предприятия

Чистая прибыль *100

Средняя величина активов (имущества)

2.      Рентабельность внеоборотных активов

Чистая прибыль *100;

Средняя величина внеоборотных активов

З. Рентабельность оборотных активов

Чистая прибыль *100

Средняя величина оборотных активов

4. Рентабельность инвестиций

Прибыль до уплаты налогов *100

Валюта баланса - Величина краткосрочных обязательств

5. Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль * 100

Величина собственного капитала

б. Рентабельность заемных средств

Плата за пользование кредитами *100

Сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов

Плата за пользование кредитами включает:

1)      проценты за пользование кредитами;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.