Вид продукции
Годы
% выполнения
Средняя за три года
2006
2007
2008
план
факт
Зерно
39
52
54
68
126
53
Молоко
70
97
96
112
117
93
Прирост КРС
1671
766
1111
100
1183
Прибыль - важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создаёт финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществление расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей населения. За счёт прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банком и другими организациями.
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае изменяется под воздействием таких факторов, как изменение объёма производства, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырьё, материалов, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
1. Расчёт общего изменения прибыли/ Р / от реализации продукции:
Р= Р1-Р0, (2.2)
где Р1 – прибыль отчётного года;
Р0 – прибыль базисного года.
2. Расчёт влияния на прибыль изменения отпускных цен на
реализованную продукцию / Р1/:
Р1=НР1-НР1,0= åР1Q1-åP0Q1 , (2.3)
где НР1=åP1Q1 - реализация в отчётном году в ценах отчётного года (р- цена изделия, количество изделий);
НР1,0= åP0Q1- реализация в отчётном году в ценах базисного года.
3. Расчёт влияния на прибыль изменений в объёме продукции / Р2 /-/ собственного объёма продукции в оценке по плановой /базисной, себестоимости:
К2=Р0К1-Р0=Р0(К1-1), (2.4)
где Р0- прибыль базисного года;
К1- коэффициент роста объёма реализации продукции.
К1=С1,0/С0, ( 2.5)
где С1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции заотчётный период в ценах и тарифах базисного периода;
С0 - себестоимость базисного года (периода).
4. Расчёт влияния на прибыль изменений в объёме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции / Р3/:
Р3=Р0/К2-К1/, (2.6)
где К2 –коэффициент роста объёма реализации в оценке по отпускным ценам.
К2=Н1,0/Н0, (2.7)
где Н1,0 - реализация в отчётном периоде по ценам базисного периода;
Н0 - реализация в базисном периоде.
5. Расчёт влияния на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции / Р4/:
Р4=С1,0-С1, (2.8)
где С1,0 - себестоимость реализованной продукции отчётного периода в ценах и условиях базисного периода;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчётного года /периода/.
6. Расчёт влияния на прибыль изменений себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции / Р5/
Р5=С0К2-С1,0, (2.9)
В таблице 2.3 приводятся исходные данные факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 2.3 - Исходные данные для факторного анализа Финансовых результатов тыс.руб.
Слагаемые прибыли
По базису 2007
По базису на факт. реализ. продукцию
Факт. данные по отчёту 2008
Реализация продукции в отпускных ценах предприятия, тыс.руб.
3880
2683
3078
Полная себестоимость продукции, тыс.руб.
5141
3222
4187
Прибыль(убыток), тыс.руб.
-1261
-539
-1109
Определим степень влияния на прибыль факторов:
а) Изменение отпускных цен на продукцию
Рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчётном году в ценах базисного года:
3078-2683=395 тыс.руб.
б) Изменение объёма продукции в оценке по базисной себестоимости:
3222:5141=0,6267
Затем корректируем базисную прибыль на полученный коэффициент и вычитаем из неё базисную величину прибыли:
-1261х0,6267-(-1261)=2051
Увеличение прибыли произошло за счёт сокращения объёма производства убыточной продукции- зерна и мяса КРС. Объём их производства сократился соответственно в 2,4 и 1,5 раза.
в) уменьшение объёма продукции за счёт структурных сдвигов в составе продукции:
определим разницу коэффициента роста объёма реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:
-1261х(2683:3880-3222:5141)=-82 тыс.руб.
г) Изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции:
Сравним базисную полную себестоимость, скорректированную на коэффициент роста объёма продукции, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
5141х(2683:3880)-3222= 333 тыс.руб.
д)Увеличение затрат на 1 рубль продукции за счёт роста цен на промышленную продукцию – это разница между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учётом изменения цен на материальные и прочие ресурсы, и причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины:
3222-4187=-965 тыс.руб.
Общее отклонение прибыли составляет 152 тыс.руб.
-1109-(-1261)=152 тыс.руб.
Таблица 2.4 - Влияние факторов на прибыль от реализации продукции, тыс.руб.
Показатели
Сумма, тыс.руб.
Отклонение прибыли, всего в т.ч за счет факторов:
152
а)изменение цен на продукцию
395
б)изменение объема продукции
470
в)изменение структуры продукции
-81
г)изменение себестоимости
333
д)изменение структуры затрат
-965
Итак, главный фактор снижения прибыли предприятия- увеличение себестоимости продукции за счёт удорожания промышленной продукции.
Уровень рентабельности характеризует доходность, прибыльность производства, возможность осуществления нового цикла производства за счёт выручки от реализации продукции. Показатели рентабельности необходимы для оценки экономической эффективности хозяйствования и использования ресурсов предприятия. Для предприятий с коротким циклом производства принято считать, что рентабельность в размере 15% обеспечивает самоокупаемость, а если она выше- самофинансирование. Уровень рентабельности повышается, если темп роста прибыли опережает темп роста совокупной стоимости основных и оборотных средств. Рост показателей рентабельности обеспечивает и снижение себестоимости продукции, полное и рациональное использование производственных фондов, рабочей силы и увеличение качества и количества реализуемой продукции.
В 2008 году производство СПК «1 Мая» нерентабельно, так как затраты превысили выручку от реализации на 1292 руб. Окупаемость затрат составила 76% (таблица 2.5). Это означает, что на каждый вложенный в производство рубль хозяйство выручило лишь 76 коп. В среднем же за два предыдущих года рентабельность производства составила 7%, в 2008г. рентабельность СПК «1 Мая» составила 18%.
Уровень рентабельности находится в прямой зависимости от темпа роста прибыли, а величина прибыли зависит от объёма реализации. Следовательно, объём реализации косвенно влияет на уровень рентабельности предприятия. Чтобы наглядно проследить это влияние, рассмотрим изменение объёма реализации в натуральном выражении и по видам продукции и изменение в этой связи уровня рентабельности продукции.
Таблица 2.5 - Объём реализации основных видов продукции в СПК «1 Мая» тыс.руб.
Виды продукции
2007 год
2008год
V реализации,ц
Полная себестоимость
Выручка от реализации
Окупаемость,
%
Окупаемость %
Зерновые,всего
КРС в живой массе
Прочая пр-ция
Животнот-ва
Прод-ция подсобных производств и промыслов
Прочая продукция, услуги
ИТОГО:
15754
2604
15791
Х
824
1008
1532
136
193
1364
585
911
1075
80
75
1059
71
90
59
78
6649
1759
13932
406
1448
1564
286
492
275
759
1138
670
56
73
36
74
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12