Основные рекомендации по управлению в условиях кризисной ситуации сводятся к следующему:
¾ в случае возникновения кризисной ситуации должна начинать работать особая сеть связей. Ее назначение состоит в том, чтобы быстро передавать информацию во все звенья предприятия и руководству, пересекая существующие в повседневности границы подразделений, и одновременно фильтровать общую массу информации;
¾ введение кардинального перераспределения обычных обязанностей высшего руководства. Так, например, одна группа руководителей должна осуществлять контроль и поддержку морального климата в организации. Другая — организовывать и поддерживать при любых обстоятельствах обычную работу с минимальным уровнем срывов. И только особая, третья, группа руководителей должна заниматься разработкой и принятием антикризисных мер для выхода из кризисной ситуации;
¾ для разработки и реализации таких антикризисных мер необходимо иметь сеть оперативных групп управленческих работников. Так, например, предприятие может иметь несколько оперативных групп различного назначения: одну — для решения неожиданных задач в области сбыта, вторую — в области технологии ит.д. Для координации деятельности таких групп создается штабная группа во главе с руководителем предприятия. Связь между штабной и оперативными группами должна строиться напрямую. В то же время низовые звенья должны продолжать выполнять свою обычную работу;
¾ возможный состав штабной и оперативных групп управления и связи между ними должны апробироваться заранее. Быстрое реагирование на кризисные ситуации необходимо воспитывать и тренировать, поэтому все связи на случай экстремальных условий должны пройти испытания в некризисных условиях.
В США, например, антикризисное управление, проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке структурных региональных программ и др.
Вторым важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.
В Японии в настоящее время ведется активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.
Волна резких перемен в японском управлении связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему подготовки образцовых мастеров. Развивается и поддерживается государством как крупный, так и мелкий бизнес. В Японии сложились сильные традиции вмешательства государства в экономику.
Государственное вмешательство наблюдается по многим направлениям:
¾ структура промышленного производства;
¾ образование и наука;
¾ кредит и денежное обращение;
Рассмотрев различные подходы стран мира к антикризисному управлению, мы можем выделить некоторые из них. В США антикризисное управление проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, а также развивается всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В Японии ведется активная политика государства по демонополизации экономики. В структурной политике Европейского союза превалирует такой подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации, и их осуществление рассматривается как антикризисные меры. Одной из главных тенденция развития в области антикризисного развития является разнообразие форм собственности. Мировой опыт показывает, что собственность используется наиболее эффективно в тех странах, где степень либерализации хозяйственной деятельности выше, если это сочетается с высокой эффективностью государственных институтов, а также активной государственной поддержкой предпринимательства и политикой поощрения конкуренции на внутреннем рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15