Министерство финансов РФ руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ а также настоящим Положением.
Министерство финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ Министерство принимает следующие нормативные правовые акты:
1) порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;
2) порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
3) порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;
4) формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
5) форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;
6) форму акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;
7) акты, определяющие случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;
8) акты, устанавливающие максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
9) порядок и условия включения страховых организаций в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей.
Минфин РФ осуществляет:
1) составление проекта федерального бюджета;
2) утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
3) доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателя сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования ;
4) ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
5) открытие в Центральном банке РФ и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, установление режимов счетов федерального бюджета;
6) открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
7) ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
8) организацию распределения доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;
10) методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;
11) методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
12) организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга мониторинга бюджетного сектора.
Минфин РФ обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, и организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Минфин РФ обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также контроль и координацию деятельности находящихся в его ведении федеральных служб по их мобилизационной подготовке.
Министерство организует профессиональную подготовку своих работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а также взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.
Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и.т.д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.
Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.
Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:
- проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
- производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
- организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
- осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
- анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Важно отметить, что требование соблюдения законности в деятельности по образованию распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
1. Конституция РФ, //www.consultant.ru
2. Белоусовы. Финансовый контроль в бюджетной сфере //«Экономист». 2007 г. № 4.
3. Тедеев А.А., Парыгина В.А. «Финансовое право» // М., 2004 г.
4. Вопросы экономики. 2005 г. № 3.
5. Закон РФ № 151-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» от 8 июля 1999г (с изм.), // www.consultant.ru
6. Положение о Министерстве финансов РФ, //www.consultant.ru
7. Положение о Федеральном казначействе РФ, //www.consultant.ru
Страницы: 1, 2, 3