Рефераты. Виды и органы финансового контроля

Виды и органы финансового контроля

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ











КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по

ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

на тему:
«ВИДЫ И ОРГАНЫ
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
»






Выполнил: студент 4 курса, 3 группы,
заочного отделения, юридического факультета, на базе высшего образования

КИРИЛЛОВ Андрей Александрович





г. Москва 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ. 4

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.. 5

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.. 6

Счетная палата Российской Федерации как субъект государственного финансового контроля. 10

Министерство финансов РФ как субъект финансового контроля. 14

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля  18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20

ИСТОЧНИКИ.. 20



ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно знаменитому  выражению Козьмы Пруткова, «в государстве нашем, за чем недоглядывают, того и нет давно». Поэтому государственный контроль является неминуемым и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы государства.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за выполнением этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.



ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ


  Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

  Основные задачи финансового контроля заключаются в:

1)    проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

2)    проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;

3)    проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

4)    выявлении внутренних резервов производства;

5)    устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

  В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

  Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.


ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ


  Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

  В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

  Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

  Текущий (оперативный) финансовый контроль – это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций ( в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и.т.д.).

  Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций ( после исполнения доходной и расходной частей бюджета и.т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

  Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

1)                       в силу требований законодательства;

2)                       по решению компетентных государственных органов.

       Инициативный финансовый контроль проводится по решению хозяйствующих субъектов.

 

ОРГАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ


 Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

г) ведомственный и внутрихозяйственный;

д) общественный;

е) аудиторский.

  Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний  или внутрисистемный контроль.

  Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

  Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации», которым установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внешнего и внутреннего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Минфин РФ  (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

  Государственный контроль производят также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

  Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации. Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних дел проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года. Внеплановые ревизии происходят по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

  Основные задачи данного контроля:

- выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

  Аудиторский (независимый) финансовый контроль. В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.